Когда мы подъехали к зданиям школы №1321, то стало как-то не по себе - никого вокруг школы не увидели. Никого не было у памятников времен Великой Отечественной войны, были распахнуты двери в пустую конюшню, пусто у многочисленных юрт, расположенных на территории школы. Позже на территории появилась группа школьников, но ведь фестиваль должен был собрать много детей, на то он и фестиваль. Позже на площадке мы все-таки увидели лошадей, катающих детей (нам и обещали показать занятие иппотерапией), коз, которых, как мы узнали заранее, не только содержат, прогуливают, но и даже доят. Но где же обещанные занятия по личностному развитию с элементами тренинговых упражнений и сказкотерапии, где тренинг-общение «Без слов все ясно», где интерактивная игра по обучению альтернативным способам коммуникации «Пойми меня», где музыкально-театрализованное действие «Театр, где играем мы», где, наконец, знакомство с экспозицией Музея кочевой культуры и мастер-классы: работа по коже, игра на варгане (комузе), игры кочевников?
Впрочем, все эти вопросы отпали сами собой, когда мы наудачу открыли дверь в одну из юрт, а у другой увидели груду детской обуви. Оказалось, все обещанное - и занятия, и тренинги, и игры, и мастер-классы - проходит во множестве юрт, которые расположены на территории школы, а в одной даже собирались гости, чтобы отметить день рождения одного из своих товарищей - ученика «Ковчега». Таким образом, мы сразу поняли, что этот школьный музей - Музей кочевых культур - музей живой и пользующийся большим успехом и у юных москвичей, и у их родителей, и у жителей района Лефортово. Понятие «Живой музей», как известно, ввел в 20-е годы прошлого столетия Павел Флоренский, который стремился сделать живым музеем Троице-Сергиеву лавру после революции. Но и сегодня такие музеи все еще инновации в музейном деле, так что «Ковчег» лидирует не только в работе с детьми, имеющими особые потребности, но и в этой важной сфере культуры.
Музей кочевых культур был создан по инициативе учителя географии и экологии Константина Куксина, который совершил уникальное путешествие от озера Байкал до Желтого моря в Китае, причем большая часть путешествия проходила по территории Монголии. Вместе со своими учениками Константин построил первую юрту, потом мастер по изготовлению юрт монгол Дэлгэрсайхан подарил школе старинную юрту. Константин Куксин решил показать в музее разные кочевые культуры - Киргизии и Казахстана, Тибета, Северной Африки, культуру индейцев Америки и оленеводов Крайнего Севера России, разработал специальную программу экспедиций, вместе с ребятами побывал в Казахстане, Киргизии, Монголии, на Ямале. Сегодня на территории школы стоят юрты, чумы, яранги, входя в которые вы сразу ощущаете себя в роли табунщиков, оленеводов, охотников, можете научиться делать нити из жил оленя, варить чай, освоить национальные игры, примерить национальные костюмы, узнать о культуре ненцев, хантов, монголов, киргизов, послушать сказки, научиться правильно бросать аркан и метко стрелять из лука, поучаствовать в настоящем состязании акынов, отгадывая и загадывая традиционные философско-поэтические загадки. В музее почти полтора десятка циклов экскурсий по каждой из коллекций, основанных на материале школьной программы и дополнительного образования. Начальные классы знакомятся с культурой кочевников и получают общие представления о жизни этих народов. Для учащихся 5-8-х классов проводят занятия по истории и географии регионов, где проживают кочевники. Для старшеклассников есть этнопроект, где они могут не только глубоко изучить культуру кочевников, но и проводить интересные дискуссии на различные темы, связанные с этнографией. На базе музея работает лучный клуб «Мэргэн», где дети могут научиться стрелять из лука, мастерить луки и стрелы, почерпнуть интересные сведения об этом, есть даже буддийский храм. Все это мы узнали, переходя от юрты к юрте и заглядывая внутрь, видя, что на коврах сидело множество ребят, с интересом принимающих участие в занятиях и мастер-классах.
Мы уже готовились уезжать, когда директор школы Роман Реуэль пригласил нас в школьное здание, показал, какой замечательный ремонт сделан в нем, какие условия созданы для ребят, и даже прокатил на лифте, которого до ремонта в школе не было.