На межрайонном совете мы решили выбрать практико-ориентированную модель проведения фестиваля, которая поможет каждому из нас: директорам увидеть уникальность образовательного комплекса, представляющего площадку, жителям района - изменения, происходящие в образовательном кластере города, а детям не только побывать на экскурсиях в различных организациях, но и принять непосредственное участие в интерактивных программах, погрузившись в интересный познавательно-развлекательный мир.
Наша площадка называлась «Дошкольное образование - территория детства».
Работа на площадке была организована по всем направлениям федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Одна из задач образовательного комплекса - создание единого образовательного пространства. Нам хотелось, чтобы день, проведенный всей семьей в стенах школы, был интересным и надолго запомнился жителям района, посетившим фестиваль.
На площадке работали 7 интеллектуально-игровых станций. Детей у входа в школу сразу же встречали ростовые куклы - знакомые герои мультфильмов. Мышка, кот Леопольд и любимый детьми клоун сопровождали их в мир игр на раус-программу, родители же в это время принимали участие в торжественном открытии фестиваля в актовом зале школы.
После торжественной части родители с детьми, выбрав маршрут из маршрутной карты, разошлись по станциям. Каждой семье было дано право самостоятельно выбрать интеллектуально-игровой маршрут «Путешествия по мозаичному парку».
Первая станция «36,6 вопросов о детстве». Здесь родители получали консультации опытных педагогов-психологов по проблемам воспитания, а дети в это время находились в сенсорной комнате-игротеке. Ребята могли отдохнуть в мягких модулях, полюбоваться пузырьковыми колоннами, поработать с волшебным песком. На консультативном пункте педагогов-психологов у родителей пользовался спросом раздаточный материал - буклеты по таким 17 темам, как «Роль семьи в воспитании особого ребенка», «Роль отца в воспитании особого ребенка», «Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье», а также и другой материал, который сможет каждой семье оказать действенную помощь.
На второй станции «Здоровейка» семьи играли в спортивных залах. В одном спортивном зале проходили игры-эстафеты, в другом мамы, папы и дети смогли обучиться игровым приемам «Как оздоровить самого себя с помощью самомассажа стоп ног и рук», дыхательной гимнастике. Эти занятия никого не оставили равнодушными, более 20 семей побывали на станции «Здоровейка», один из пап снял видео, пообещав, что выложит его в Интернет, там он постоянно рассказывает о жизни и достижениях своего сына. На станции работал медицинский консультативный пункт «Здоровье в наших руках», здесь родители получили ответы по вопросам здоровья и буклеты на память.
Третья станция «Открытая сцена». Действия проводили в литературной гостиной, где дети смогли оживить куклы театра бибабо, показать мини-спектакли. В школьной библиотеке их ожидали детские книги, раскраски-иллюстрации книг, но самое главное - ребята самостоятельно с книжных полок выбирали себе книги. На этой станции работала команда логопедов, каждый желающий родитель смог получить консультацию и узнать о речевых проблемах своих детей. Передвижной логопункт посетили более 30 семей.
На станции «Я познаю мир» в экохолле дети с родителями путешествовали по земному шару, знакомились с коллекцией насекомых. Особый, живой интерес вызвала интерактивная игра «Наураша в стране Наурландии». Дети с помощью героя Наураши смогли на компьютере попробовать ответить на вопросы по темам «Температура», «Магнетизм» и о других физических свойствах. Дети долго не могли оторваться от такой игры.
Проявить свои таланты в художественном направлении дети смогли на станции «Творим, мечтаем, создаем». Своими руками они создали «Книгу детства», творчески поработали в роли художников-иллюстраторов. Каждый, кто побывал в студии бисероплетения, ушел с цветком, сделанным из цветных бусинок.
Коллективные игры-развлечения на станции «Мы вместе» помогли детям объединиться и весело провести время.
Всем гостям была предоставлена возможность в течение полутора часов побывать на каждой станции и принять участие в различных мероприятиях.
После окончания интеллектуально-игровой программы все участники были приглашены на общую памятную фотосессию.
Нам, организаторам, было интересно получить обратную связь и узнать, что нового хотят потребители - заказчики в области дошкольного образования. Мы составили социальный заказ-анкету, в которой необходимо было дать ответ по вариативным формам дошкольного образования: какую современную среду хотели бы видеть родители и дети, в каких формах хотелось бы поучаствовать и что может помочь в качестве образования. Основная цель - реализация запросов.
На выходе с игровой площадки все дети получили подарки - книжки-раскладки о литературных героях, ведь этот год - Год литературы, и это было хорошо видно, в том числе на последней площадке на базе колледжа №26, где учащиеся своими руками собирали креативные книжные шкафы в виде букв слова «литература». Там мы и разместили книгу, созданную детьми на нашей площадке.
В чем суть фестиваля и почему мы пошли таким путем, как организация интеллектуально-игрового клуба выходного дня не на базе дошкольных организаций, а на площадке школы?
Пространство школы - это сквозное пространство образования, и оно должно быть понятным, доступным субъектом образовательного учреждения.
Для дошкольника это более быстрая адаптация к школьной жизни, это реализация образовательно-игровых программ, составленных в рамках преемственных игровых программ специалистами и педагогами дошкольных организаций, педагогами дополнительного образования и учителями начальных классов.
Все эти три составляющие образования в виде образовательных организаций по уровням: дошкольное, основное общее и дополнительное образование - представлены в школе №417.

Проведение игровых досугов в выходной день - возможность освободить время для иных семейных целей.
Для детей это:
- получение знаний через игру с другими педагогами, незнакомыми детям, и обучение вступать в социально-коммуникативное взаимодействие;
- приобретение некого опыта нахождения в более больших пространствах;
- расширение игрового опыта.
Для родителей это:
- проведение совместного досуга в выходной день «Рядом с домом»;
- высвобождение времени для решения и реализации семейных вопросов;
- обучение игровым технологиям у профессионалов и перенос их в семью;
- проникновение и понимание образовательных современных трендов образовательных комплексов;
- возможность быть рядом с ребенком, вместе с ребенком и стать соучастником образования;
- просвещение родительского сообщества.
Для педагогов это:
- расширение профессионального взаимодействия;
- повышение профессионального роста;
- умение работать в иных условиях, отличных от места работы;
- приобретение навыков работы с незнакомым детским сообществом.
Для образовательного комплекса это:
- преобразование родительского сознания от простого потребителя до активного соучастника субъектных отношений в образовательном комплексе;
- расширение информационных ресурсов для заказчика - потребителя;
- возможность стать школой, открытой для всех, - игровым районным центром;
- приобретение и обмен опытом по работе в выходные дни с иными участниками проведения игр в образовательных комплексах и самими игротехниками;
- рациональное использование ресурсов;
- приток дополнительного финансирования, как бюджетного, так и внебюджетного;
- целевое использование площадей в выходные дни;
- обновление ресурсов игровых технологий и оборудования;
- модификация ресурсного обеспечения образовательного комплекса.
Главный руководитель - директор должен уловить волну запросов, своевременно изменять подходы образования, помня о вариативности образования, и быть вместе с жителями района:
- использовать ресурсы района и его жителей, предлагая интересные идеи выходного дня;
- проводить маркетинговые исследования спроса образовательных услуг у населения.
В июне 2015 года закончилась реорганизация нашего комплекса. В него вошли две общеобразовательные школы, три дошкольных отделения, одна школа - детский сад и Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово». Я возглавила комплекс в ноябре 2013 года. Имея за плечами богатый педагогический опыт в сфере дошкольного образования, к которому добавилось большое желание создания особой модели образовательного учреждения, я начала воплощение идей в жизнь.
Первыми шагами стало создание команды неравнодушных педагогов, готовых изменить уклад жизни ОУ, аккумулировать весь педагогический опыт и взять его в багаж, для того чтобы комплекс занял свою нишу в системе столичного образования.
Сегодня образовательный комплекс «Содружество» работает под девизом «От мысли к творчеству, от творчества к успеху». Комплекс предлагает московской семье большой спектр образовательных услуг, так как богат высококвалифицированными педагогическими кадрами: кроме учителей и воспитателей в комплексе работают педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги дополнительного образования по разным направленностям, специалисты по здоровьесберегающим технологиям, инструкторы по плаванию. Налажено в комплексе и взаимодействие с вузами, колледжами, учреждениями культуры, спорта и образования.
Мы разработали и воплотили в жизнь план эффективного использования всех площадей комплекса. Педагоги для занятий используют мощности не только своего здания, но и всего комплекса. Дошкольники систематически посещают школьные музеи, научные рекреации, библиотеки, в живом уголке центра дополнительного образования изучают животный мир, а также участвуют в игровых и развивающих программах. В праздничные дни и памятные даты в комплексе проходят мероприятия, в которых принимают участие все от мала до велика. На примере нашего комплекса хорошо прослеживается нить преемственности образовательных программ дошкольного и школьного обучения, а также программ дополнительного образования.
Каждое образовательное учреждение, вошедшее в комплекс, до того имело свои традиции, комплекс бережно сохраняет и оберегает их, более того, некоторые традиции стали общими: акция «Бессмертный полк», празднование Масленицы, фестиваль «Содружество - многонациональная семья», буккроссинг. Мы следим за современными образовательными тенденциями, наши педагоги в своей работе используют инновационные технологии обучения и воспитания. Жизнь современного образования и воспитания немыслима без ИКТ, они активно присутствуют в жизни наших воспитанников.
Наш комплекс не стоит на месте. Мы находимся в постоянном поиске новых форм обучения, воспитания, развития. В ближайшее время состоится открытие интеллектуального центра «Росток», где будет создана развивающая среда, обеспечивающая построение образовательного процесса на принципах «обучение через игру», «обучение как открытие», «обучение как исследование», «вовлечение в процесс познания». Продолжение центра созданный в школе Школьный научно-инженерный центр, который включает в себя несколько модулей: инженерный интеллект-холл, внеурочную деятельность, методическое сопровождение. Для повышения мотивации детей к выбору инженерных профессий в нашем комплексе создана интерактивная среда для непрерывной подготовки будущих квалифицированных кадров.
В 2014-2015 учебном году комплекс стал победителем проекта «Школа новых технологий», экспериментальной площадкой ФИРО «Формирование гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы», принимает активное участие в реализации Международного российско-болгарского проекта «Мой город, моя страна».
Все изменения, происходящие в комплексе, начали приносить свои плоды. В 2015 году выпускник нашего комплекса получил 100 баллов по русскому языку, а учащаяся 11-го класса стала призером последнего этапа Всероссийской олимпиады школьников в Сочи. Работа нашего комплекса в 2015 году была высоко оценена депутатами муниципального собрания.
Развитие комплекса продолжается. Педагоги ведут работу по созданию:
- электронной библиотеки; 
- интерактивного контента в дополнение к учебникам, чтобы сделать интересным познание химии, физики, биологии;
- научного ученического и педагогического сообщества;
- сетевого сообщества учеников, учителей и родителей;
- собственных образовательных ресурсов.
В перспективе - создание передвижной территории социального общения «Мозаичный парк» в рамках дополнительного образования курса «Робототехника и гигоконструирование», развитие школьного телевидения и детского издательства, разработка «Электронной карты ресурсов» территории образовательного комплекса, образовательного квартала, города. Мы создаем пространство, открытое для всех, территорию сотворчества и взаимодействия всех участников образовательного процесса.
В 2014 году мы назвали наш комплекс «Содружество». Содружество - это объединение. Вот и мы работаем единой командой: администрация, педагоги, родители - для того чтобы наши выпускники стали достойными гражданами великой страны.

Татьяна ДАНИЛИНА, директор образовательного комплекса №417