Перечни учебников на 2005-2006 учебный год были подготовлены новым составом специалистов, новым структурным подразделением Минобрнауки России. Основная задача, которая стояла перед специалистами, - перечни должны быть удобны для потребителей, то есть для учителей, учеников, органов управления образованием, региональных методических служб. В подготовке перечней принимали участие все заинтересованные стороны: Республиканский центр экспертизы, мультимедиа- и телекоммуникаций в образовании, Российский книжный союз, Федеральный экспертный совет, ассоциация «Российский учебник», издательства, выпускающие учебную литературу. Руководством департамента была сформулирована цель - сделать так, чтобы перечни учебников поступили в регионы как можно раньше. От этого выигрывают все. Педагоги и администраторы образовательных учреждений получили бы возможность обсудить изменения в перечнях и решить, по каким учебникам работать, региональные органы управления образованием - возможность сформировать заказы на учебники к началу нового финансового года, а издательства учебной литературы - скорректировать заказы и тиражи и вовремя поставить в регионы заказанные учебники.

Несмотря на все сложности, обусловленные реорганизацией структуры министерства, слаженная работа сотрудников двух отделов под руководством И.И.Тарадановой и Т.В.Бешененко позволила решить эту непростую задачу. В отличие от прошлых лет приказ об утверждении федеральных перечней был подписан уже в октябре.

Таким образом, Министерство образования и науки имеет все основания рассчитывать на то, что нужные учебники будут в школах к началу нового учебного года. Перечни направлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, опубликованы на страницах журнала «Вестник образования». Электронная версия федеральных перечней размещена на сайтах: www.ed.gov.ru; www.fes.mto.ru; www.edu.ru.

В настоящее время в Минобрнауки разрабатываются новые положения «О федеральном экспертном совете» и «Об экспертизе учебников». Проекты документов уже прошли широкое общественное обсуждение. В обсуждении принимали участие представители Российской академии наук, Российской академии образования, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Российского книжного союза, ассоциации «Российский учебник», Федерального экспертного совета, Рособразования, Рособрнадзора, Министерства образования Московской области, Московского комитета образования. Сейчас работа над документами завершается, мы планируем утвердить их в ближайшее время.

Но поскольку сейчас на экспертизе в Федеральном экспертном совете уже находится несколько сот учебников и очевидно, что до принятия новых положений завершить этот процесс очень сложно, с 20 октября 2004 года прием новых учебников был временно приостановлен. А экспертиза книг, направленных в ФЭС ранее, будет завершена в соответствии с утвержденной процедурой. А после утверждения новых положений прием учебников будет возобновлен и они пройдут экспертизу в соответствии с обновленными положениями. Следовательно, все учебники, подготовленные издательствами, пройдут своевременно экспертизу, и это никак не скажется на сроках утверждения перечня на 2006-2007 учебный год. Как и в этом году, федеральный перечень будет направлен в органы управления образованием в октябре. Надеемся, согласие участвовать в процедуре экспертизы авторитетных организаций, например, таких, как Российская академия наук и Российская академия образования, значительно поднимет уровень ответственности за качество экспертизы и укрепит гарантии обеспечения школ только высококачественными учебниками. При этом количество учебников в Федеральном перечне для общеобразовательных учреждений (в 2005-2006 учебном году - 1112 наименований) предоставляет школе очень широкий выбор.

Светлана ТЕТЕРИНА, заместитель начальника отдела федеральных перечней учебной литературы Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации