- В период до 90-х годов государственное регулирование и финансирование в области образования имело в своей основе простую схему: на основе общей численности населения страны прогнозировалось количество школьников, а также определялось плановое количество студентов. Объем бюджетного финансирования в области науки рассчитывали, исходя из директивно устанавливаемого количества научных работников в стране и среднего планового норматива материально-технического оснащения штатного рабочего места. После известных социально-политических реформ начала 90-х годов правила финансирования в области образования и науки в целом сохраняли прежнюю схему, но бюджетные назначения перестали исполняться. Для компенсации недостачи бюджетных ассигнований учреждениям образования и науки разрешили использовать средства, полученные в результате предпринимательской деятельности. Были введены налоговые льготы в области образования и науки, чтобы компенсировать недополучаемые бюджетные назначения, а также иные преференции, целью которых являлось увеличение финансовой поддержки образования и науки без прямых бюджетных затрат. В частности, доходы, полученные образовательными учреждениями и научными организациями от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, было разрешено использовать на благо образования и науки.

- Но ведь это уже не первая попытка лишить бюджетные учреждения доходов от аренды?

- Совершенно верно. Норму об использовании арендных доходов бюджетными учреждениями образования и науки для их уставной деятельности неоднократно приходилось защищать и отстаивать. Так, в июле 2004 года указанную норму депутатам фракции «Единая Россия» и Комитету Государственной Думы по образованию и науке удалось отстоять в тексте Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», который пересматривался в контексте принятия Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поэтому депутаты Комитета Государственной Думы по образованию и науке не удивились, когда Правительство Российской Федерации внесло текст законопроекта «О федеральном бюджете на 2005 год», который не содержал текстовой статьи о праве бюджетных организаций на использование доходов от аренды.

- То есть Комитет по образованию и науке был готов к такому повороту событий...

- В принципе да, но нам пришлось провести достаточно большую предварительную работу. Депутаты фракции «ЕР» подготовили набор поправок к тексту законопроекта, которые восстанавливали отмеченный пробел. Поправки были объединены общей целью, но немного отличались друг от друга. Дело в том, что каждая поправка к тексту закона принимается как результат компромисса. Заранее неизвестно, какие могут возникнуть препятствия и возражения при работе с поправкой. При работе с текстом законопроекта всегда нужно быть готовым к разным неожиданностям. К работе над поправками были привлечены и депутаты других комитетов. Факт состоит в том, что на заседании Комитета по бюджету и налогам все поправки об аренде были отклонены. Комитету по образованию и науке пришлось начать работу по согласованию вопроса с Министерством финансов, был проведен ряд переговоров. В итоге при обсуждении проекта федерального бюджета в третьем чтении была принята поправка, удовлетворяющая интересы бюджетных учреждений образования и науки в части использования доходов от аренды.

- Таким образом, право бюджетных учреждений образования и науки на использование доходов от аренды сохранено?

- Да. И Комитет Государственной Думы по образованию и науке единодушно считает, что такое изменение текста федерального закона о бюджете идет на пользу российской системе образования, науке и культуре.