Не будем забывать о словах педагога-гуманиста В.Сухомлинского: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании, но построение преемственности между детским садом и школой (начальной и средней) в процессе подготовки детей к школе в рамках образовательного комплекса требует сегодня нового подхода, школе необходимо стремиться к организации единого развивающего мира - дошкольного, начального и среднего образования. Именно с выходом Федеральных государственных образовательных стандартов было положено начало обеспечению преемственности всех звеньев системы образования.
Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, стали основой для решения на практике проблемы преемственности.
Одна из главных задач дошкольного образования - подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это прежде всего переход ребенка на качественно новую ступень в своем развитии. Теперь основным видом его деятельности становится учебная деятельность, тогда как в детском саду доминировала игровая. Однако этот переход не может произойти по взмаху волшебной палочки, должно пройти некоторое время, прежде чем ребенок осознает себя школьником.
Основная задача как воспитателя детского сада, так и учителя начальной школы - обеспечить на первых этапах обучения специфические дошкольные методы и формы организации жизни детей. Иными словами, игровая деятельность не должна исчезнуть с первых же дней пребывания ребенка в 1-м классе, необходимо, чтобы она постепенно и закономерно уступала ведущее место учебной деятельности.
Успешной адаптации воспитанников детского сада способствуют:
- развитие у дошкольников любознательности как основы познавательной активности будущего ученика (познавательная активность выступает не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и формирование других важных качеств личности ребенка);
- формирование у детей развитого воображения (широкое использование сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования);
- развитие коммуникабельности - умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, если ребенок в детском саду научился играть, овладел формами общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, приобрел способность управлять своими эмоциями и воображением, он безболезненно перейдет в школу. Чтобы обеспечить все эти условия, мы ежегодно совместно с педагогами дошкольного отделения разрабатываем план совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования «детский сад - начальная школа».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед нами задачу: использовать в образовательном процессе приемы и методы обучения, которые формируют у детей умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, самостоятельно ставить цель, планировать пути ее достижения, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Все это учит младшего школьника учиться.
Опираясь на мудрость древних - «Человек рожден для мысли и действия», - наш педагогический коллектив на протяжении последних лет использует метод проектов как один из главных методов обучения и воспитания, мы убеждены, что проектная деятельность учащихся именно та сфера, где возникает прочный союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
В нашем образовательном комплексе уже накоплен опыт организации обучения на деятельностной основе через проектную деятельность, в процессе которой мы и формируем у учеников умение учиться.
Какие же общеучебные умения и навыки формируют у детей в проектной деятельности?
    рефлексивные: ребенок начинает понимать, что ему необходимо получить конкретные знания, чтобы решить конкретную задачу;
    поисковые (исследовательские): ученики осваивают такие методы научного познания, как выдвижение гипотез, поиск и анализ информации, осознание причинно-следственных связей;
    менеджерские: конкретная цель требует умения планировать и принимать решения;
    коммуникативные: умения и навыки работы в команде, умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, а в случае необходимости идти на компромисс;
    презентационные: умение уверенно держать себя во время выступления, наглядно и доступно излагать свои мысли, отвечать на вопросы.
Возникают вопросы: «Готовы ли недавние выпускники детского сада к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения?» Ответ: конечно же, нет. Но это вовсе не значит, что учеников 1-го класса не должны включать в проектную деятельность. Наши наблюдения показывают, что ребенок, даже не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекаясь в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Для освоения проектирования как способа организации обучения необходимо вооружить первоклассника методами и приемами этой деятельности. Мы учим наших школьников проектированию как некоему общеучебному универсальному (надпредметному) умению. В 1-м классе ребята выполняют несложные проекты или проектные задачи, именно несложность проектов и обеспечивает успех их выполнения. Мы всегда придерживаемся принципа: силы ребенка невелики, так пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела.
Всем нам хорошо известно, что мы живем в эпоху четвертой информационной революции. «Знаниевый» ресурс увеличивается и преобладающими становятся процессы оперирования информацией за счет использования новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Вот почему особенностью организации проектной деятельности в нашем комплексе стала работа над проектом в ИКТ-насыщенной среде, что позволяет сформировать у школьников такие универсальные учебные действия, как информационные умения, а именно:
    осознание потребности в информации;
    конструирование стратегии обнаружения информации;
    получение доступа к информации и ее сбор;
    сравнение и оценка информации;
    применение и передача информации.
Таким образом, мы обеспечиваем ученику приобретение новой грамотности.
Создание в школе ИКТ-насыщенной среды позволяет нам вырабатывать способы и технологии использования возможностей информационно-образовательного пространства и среды для достижения более высоких результатов образования, что соответствует требованиям нового образовательного стандарта начального общего образования.
В ходе реализации любого проекта учащиеся определяют учебную задачу и стремятся ее выполнить (регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование); наблюдают и рассказывают о своих наблюдениях; прослеживают по рисункам-схемам этапы проекта (познавательные логические УУД: доказательство, установление причинно-следственных связей); формулируют выводы (познавательные общеучебные УУД: формулирование познавательной цели); работают в группах (коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, способов взаимодействия); отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения (регулятивные УУД: контроль и оценка).
При этом у детей формируют метапредметные умения:
- умение работать в коллективе и самостоятельно;
- умение осуществлять контроль за экспериментом;
- умение анализировать и самостоятельно делать выводы по итогам опыта.
Каковы же преимущества проектной деятельности?
Во-первых, в корне меняются взаимоотношения «учитель - ученик». Ученику дают возможность самому определять цель своей деятельности, а учитель выполняет роль помощника. Ученик открывает новые знания, а учитель рекомендует источник знаний. Ученик выбирает, а учитель содействует прогнозированию результатов выбора. Ученик активен, а учитель создает условия для проявления активности. Ученик несет ответственность за результат своей деятельности, а учитель помогает оценить полученные результаты, проанализировать, выяснить, как можно было сделать лучше.
Во-вторых, по мере выполнения работы интерес к ней у ученика всегда возрастает. Дети очень легко, с головой погружаются в проект.
В-третьих, проекты сплачивают детей, развивают у них коммуникабельность и умение работать в команде и нести ответственность за совместную работу.
Кроме того, проектно-исследовательская деятельность позволяет детям учиться на собственном опыте и опыте других, а видимый результат деятельности приносит им огромное удовлетворение, повышает самооценку и веру в свои силы. Наконец, зачастую результат деятельности представляют в виде итоговой презентации, что формирует умение выступать.
Перевод из младшей школы в среднюю - переломный момент в жизни ребенка, так как происходит переход к новому образу жизни, условиям деятельности и взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период (радость или огорчение?), во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников для нас очевидна.
Большинство детей переживают этот переход как важный шаг в жизни. Центральное место при этом занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивают учителя и родители, а затем предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний. Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть какие-то волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, процесс обучения не будет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить первые 2-3 минуты урока созданию доброжелательной рабочей атмосферы. Особенно в этом нуждаются те дети, у которых в начальной школе учитель уделял этому большое внимание.
Кроме того, пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет, - организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций для слабоуспевающих, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, совместные работы над проектами. Не следует забывать, что пятиклассники очень эмоциональны, во многом и школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций, их отношение к предмету определяет личностное отношение к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания, а пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Важнейшая задача современной системы образования не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, эту задачу как нельзя лучше решают именно через проектную деятельность.
Актуальность развития универсальных учебных действий для начального и среднего общего образования диктует необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.
В нашем образовательном комплексе ведут консультативную работу для того, чтобы наиболее успешно решать проблемы преемственности и адаптации:
    с педагогами и воспитателями - чаще всего в виде групповых консультаций на семинарах;
    с родителями, чьи дети могут испытывать трудности адаптации к школе, - индивидуально или на родительских собраниях; серия родительских собраний посвящена проблемам, которые могут возникнуть у ребят в начале обучения в пятом классе; родительские собрания в старшей и подготовительной группах детского сада, в 1-м и 5-м классе;
    с детьми - прежде всего им оказывают помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности.
Мы ожидаем, что будет выработана единая линия требований к детям, учителя лучше узнают своих учеников, адаптация первоклассников и учащихся 5-х классов будет проходить более благоприятно, а качество знаний учащихся 5-х классов не будет снижаться.

Ф.БОДУНОВА, учитель начальных классов школы №853