Учащимся этого подразделения, как никому другому, необходимо качественное образование, которое открывало бы для них возможности дальнейшей самореализации. Тем более что многие наши ученики обладают достаточно высокими интеллектуальными способностями и разнообразными талантами. Сложившаяся за многие годы учебно-воспитательная система в нашем отделении ориентирована на создание благоприятной среды для обучения и развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учителя-предметники, обучающие детей на дому, высококвалифицированные специалисты, имеют большой опыт работы с такими детьми. Их успешное развитие возможно только при условии взаимодействия родителей, учителей, администрации школы, а также медицинских и социальных работников.
В настоящее время в школьном отделении надомного обучения гимназии обучают 511 человек. Все ребята имеют различные проблемы со здоровьем, 197 из них инвалиды. У нас учатся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, бронхолегочными, онкологическими заболеваниями, нарушениями слуха, зрения, речи, а также дети, находящиеся на учете у психоневрологов, с множественными нарушениями здоровья.
Как и до реорганизации, развивающее и коррекционное сопровождение учащихся осуществляют квалифицированные психологи, дефектологи и логопеды. Коррекционно-психологическая служба имеет такую структуру:
Деятельность службы включает такие направления, как: оказание консультативной и методической помощи родителям, педагогам и специалистам по воспитанию, обучению, социализации и профориентации детей; содействие эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особыми образовательными потребностями; профилактика и преодоление инвалидизации и искусственной изоляции семьи особого ребенка; сопровождение профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Администрация образовательного комплекса поставила перед педагогическим коллективом такие задачи:
    создание доступной общеобразовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья;
    нацеленность каждого члена педагогического коллектива на работу с конкретным учеником;
    обогащение опыта комплексной поддержки учебно-воспитательного процесса специализированных служб школы (коррекционно-психологической, дефектологической, логопедической);
    адаптация педагогическим коллективом школы общеобразовательных программ применительно к условиям обучения детей с ограниченными физическими возможностями;
    взаимодействие между отдельными структурными подразделениями школы;
    психологическое обеспечение образовательной среды, соответствующей особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья;
    подготовка учеников к самостоятельной жизни.
С каждым годом все больше наших учеников принимают участие в общешкольных, окружных и городских мероприятиях: марафонах знаний, олимпиадах и предметных неделях, конкурсах и фестивалях. Нас радует не только стремление детей к участию, но и те знания и результаты, которые они при этом показывают. Традиционно с 2009 года у нас проходят конкурсы проектных работ учащихся «Умники и умницы». Каждый желающий может выбрать интересующую его тему и представить на суд жюри свой проект. Ежегодно таких работ бывает более 100. Лучшие проекты рекомендуют к участию в конкурсах окружного и регионального уровня. Мы гордимся успехами наших воспитанников: ученик надомного отделения Владимир Игнатьев под руководством учителя физики Л.Коршуновой стал победителем Ярмарки научно-технического творчества «Ритм». Его домашняя лаборатория для проведения исследований по физике покорила жюри многих конкурсов.
Расширить круг общения, а также привить интерес к учебным предметам помогает созданная творческой группой педагогов школы (руководитель - Н.Нестеренко) и получившая статус всероссийской межшкольная интернет-игра «Хочу все знать». Ежегодно более тысячи школьников с ограниченными возможностями здоровья из Зеленограда, Москвы, других регионов России принимают участие в этом интеллектуальном соревновании.
Важной составляющей нашей работы стало экологическое воспитание. В традиционной экспедиции «Экологическая тропа» ученики надомного отделения вместе с родителями под руководством учителей естественно-научного цикла выходят на природу и в полевых условиях проводят мониторинг воды и воздуха, а также наблюдают за биологическими и географическими объектами с помощью мобильной лаборатории «Архимед» NOVA 5000. Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы его смогли пройти даже дети-колясочники. Для учащихся 5-6-х классов каждую осень проводят игру «Лесные штурманы».
Школьные праздники и мероприятия, посвященные важным датам истории нашего государства, выпуск тематических радиопередач, конкурсы газет и боевых листков, экскурсии в школьный музей имени О.Беликова, музыкальные гостиные, спортивные соревнования по настольному теннису, гимнастике, дартсу и волейболу, спортивный праздник «Игры народов мира», участие в паралимпиаде «Единство непохожих», выпуск школьного журнала «TERRA incognita» - вот далеко не полный перечень мероприятий, ставших в нашей школе традиционными. Они делают школьную жизнь наших учеников интересной и увлекательной. Ребята с нетерпением ждут, когда наступит День знаний, День учителя, Новый год, Масленица, и заранее планируют свое участие в них.
Когда заканчиваются уроки, перед учениками открывают свои двери творческие объединения дополнительного образования - «Мягкая игрушка», «Фантазия», «Юный художник», театральная студия «Индиго», «Звенящая струна», «Синтезатор», «Оздоровительное плавание»... Каждый ребенок может найти себе занятие по душе в любом из этих творческих объединений. Высококвалифицированные педагоги дополнительного образования прививают своим воспитанникам любовь к труду и творчеству. Участники этих объединений - неоднократные победители и призеры окружных, городских, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.
А. Чехов справедливо утверждал: «Ищущий находит». Весь педагогический коллектив нашей гимназии старается подобрать ключик к каждому детскому сердцу и не только дать прочные знания, но и помочь ученикам уверенно шагать по жизни.
Вопреки отдельным негативным прогнозам скептиков надомное отделение гимназии продолжает жить и работать. Как и до реорганизации, мы считаем основной своей целью создание условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

И.МАРКЕВИЧ, руководитель отделения надомного обучения гимназии №1528