STEM-центры (Science, Technology, Engineering, Mathematics) - это международный проект корпорации Intel, сеть исследовательских лабораторий на базе школ и вузов для дополнительного образования школьников, ранней профориентации и знакомства с новыми технологиями, точными, инженерными и естественными науками. Международный проект по созданию STEM-центров корпорации Intel пришел в Россию в 2012 году. Одна из значимых задач STEM-центров - подготовка школьников к участию в международном конкурсе Intel ISEF в составе сборной России. Для школьников также проходит Весенняя научно-образовательная школа МГУ с ведущими преподавателями-исследователями московских вузов, получившими грант проекта STEM-центров. Старшеклассников вовлекают в проектно-ориентированное обучение под руководством профессиональных молодых ученых и инженеров, образовательные программы дополнительного образования для STEM-центров создают при участии ведущих промышленных и разработческих предприятий. До 2014 года STEM-центры, которых в России было уже более 150 на базе вузов и учреждений РАН, привлекали школьников к выполнению проектных научных работ, содержащих научную новизну или изобретательскую компоненту - ученики 8-10-х классов занимались этим под руководством молодых ученых. С 2015 года проект сфокусирован на инженерно-технической сфере и ставит целью воспитание следующего поколения изобретателей, инноваторов и предпринимателей в сфере высоких технологий.
В конкурсном отборе STEM-центров 2015 года впервые приняли участие не только вузы, но и школы, научные лаборатории, детские центры дополнительного образования. Всего статус STEM-центров получили 74 образовательные организации из разных регионов России, в том числе школа №853. «Мы предполагаем, что в работе нашего центра изучение теории будет исходить из потребностей практики, - рассказали в школе №853. - Поэтому очень сложно будет отделить учебные программы от учебных проектов, одно будет частью другого. Список новых программ дополнят существующие, например, наши семинары-практикумы в рамках «Курчатовского проекта», которые проходят уже в этом учебном году, школьные научно-практические конференции или совместные программы с МГУ, МФТИ, МИЭТ, Российским экономическим университетом имени Плеханова и Российским аграрным университетом имени Тимирязева». В планах школы - открыть несколько групп по изучению биоэлектроники и разработке носимых устройств мониторинга физиологических параметров человека, группу «Практическая мехатроника и прототипирование», группу «Электронный конструктор» и группу «свободного полета». К проведению занятий будут привлекать не только школьных педагогов, но и молодых ученых зеленоградского МИЭТ и других вузов. В число новых учебных программ войдут также   «Общие принципы и культура проведения научного эксперимента»;   «Электронные компоненты: от транзисторов до платформ Intel, Arduino»;   «Прикладная биология: сердечно-сосудистая система человека, физиологические параметры, стресс»;   «IT-естествознание»: астрономия; биология; география; экология - учебные программы в рамках семинаров-практикумов по «Курчатовскому проекту»;   «Юный исследователь окружающего мира» - учебная программа по углубленному изучению естествознания в рамках внеурочной деятельности;   «Природа живая и ненеживая: введение в естественно-научные предметы» - учебная программа по естествознанию для учащихся 5 и 6-х классов.
Руководителем школьного STEM-центра школы №853 станет Сергей Голубцов, преподаватель технологии и известный в Зеленограде педагог, ученики которого не раз становились призерами конкурсов и фестивалей научно-технического творчества разного уровня: Всероссийской олимпиады и Салона изобретений «Архимед», РИТМа Зеленограда. Голубцов вел межшкольный факультатив «Практическая мехатроника» в бывшей школе №638, а после ее присоединения к школе №853 продолжает заниматься со школьниками в своей лаборатории, получившей новое оборудование, а также сотрудничает с Центром технологической поддержки образования МИЭТ (ЦТПО).
Развитие новых направлений STEM-центра начнется с проектов, уже выполненных учениками Голубцова: это телефонный аппарат, рука-манипулятор, компьютерная мышка и клавиатура для людей с ограниченными возможностями; автономный робот-разведчик для обследования территорий повышенной опасности, устройство экстренного вызова для пожилых людей и инвалидов, виртуальный прибор контроля освещенности в школьных помещениях и другие разработки из области робототехники и мехатроники.
В самой школе №853 накоплен большой опыт в области физмат-образования: с 1994 года действуют совместные с МИЭТ лицейские физико-математические 10 и 11-е классы, а в 2006 году школа стала базовым образовательным учреждением по профильному физико-математическому обучению, трижды школа становилась лауреатом гранта мэра Москвы в сфере образования и входит в Топ-500 лучших школ России, в 2013 году ее педагоги были награждены за успехи в математическом образовании. Сегодня в числе программ дополнительного образования школы №853 - «Робототехника», «Мехатроника» и факультатив «Практическая мехатроника», «Цифровые технологии проектирования и изготовления изделий», «Практическая химия». Школа реализует общеобразовательные программы углубленного изучения математики, физики и английского языка, общеобразовательные программы по технологиям, естествознанию, информатике, программированию и ИКТ.
Для того чтобы разместить на своей базе STEM-центр, учебное заведение должно было представить образовательные программы в области естественных наук и технологий (в том числе IT), программирования или робототехники для 7-11-х классов; специалистов, которые готовы осуществлять научное руководство и работать со школьниками, налаженные мотивационные программы по поддержанию интереса учеников к инженерно-технической деятельности.
Всем победителям обещана техническая и методическая поддержка, а также гранты ученикам и педагогам STEM-центра на участие в мероприятиях на ближайшие три года. Они смогут побывать на тренингах, в том числе по новым продуктам Intel (например, Intel Galileo, Edison, Curie), в тематических сезонных лагерях и летних школах (например, Intel Ideation Camp, Intel Summer Camp), поучаствовать в дистанционных конкурсах (например, «Make It Digital») и дистанционных школах. Тем, кто достигнет значимых результатов в разработке проектов, предложат стать участниками профильных российских международных выставок (ММСО, Фестивале науки, Maker Faire UK, World Maker Fair New York) и конкурсов («Юниор», «Ученые будущего», РОСТ ISEF).

Е.ПАНАСЕНКО
(по материалам Zelenograd.ru)