Необходимо отметить, что создание образовательных комплексов в  Москве - уже свершившийся факт. На сегодняшний день эти комплексы объединяют не только образовательные учреждения основного и полного среднего образования, но и дошкольного, а некоторые   и учреждения дополнительного образования. Вот тут, на наш взгляд, пришла пора поговорить о деятельности УС, который бы смог от имени участников образовательного процесса координировать, планировать, организовывать и контролировать деятельность комплекса на всех ступенях образования. Как решить эту проблему, когда цели и задачи, стоящие перед данными образовательными организациями, существенно различаются по своей сути? Каким должен быть УС? Как он может помочь и в то же время осуществить контроль над деятельностью педагогических коллективов данных ОО?  
В нашем образовательном комплексе «Гимназия №1528» были объединены непосредственно гимназия с двумя прогимназиями, школа надомного обучения №367,  общеобразовательная школа №909, в которую на тот момент входили школа №897 и пять учреждений дошкольного образования.
Конечно, этот год для всех нас  был годом организационным, годом проб и ошибок, когда на всех уровнях - административном и на уровне коллегиального органа (то есть управляющего совета) - выстраивали систему управления образовательным процессом.
В первую очередь надо было сохранить педагогический состав всех образовательных организаций, контингент воспитанников и обучающихся, выстроить систему взаимодействия между всеми реорганизованными учреждениями, сохранить традиционные наработки каждого из них, которые были изюминкой учреждения, расширить возможности образовательного пространства для оказания всех видов образовательных услуг. В связи с этим управляющий совет комплекса, в который на основе кооптации вошли члены управляющих советов образовательных организаций, оказывал всестороннюю помощь руководителю комплекса в реализации программы модернизации московского образования, которая зафиксирована в последних документах, принятых Департаментом образования.  
Управляющий совет вместе с администрацией комплекса участвовал в разработке образовательной программы комплекса, сохранении и расширении образовательных услуг, организации питания и мероприятиях, направленных на сохранение здоровья воспитанников и обучающихся, финансировании комплекса и организации его эффективной и бесперебойной деятельности.
Но теперь пришла пора задуматься над тем, как нам реорганизовать структуру и расширить деятельность управляющего совета, чтобы он поистине стал не обузой для руководителя и не послушной марионеткой в его руках, а самостоятельным управленческим органом в системе образования нашего комплекса.
Прежде всего, на наш взгляд, к работе управляющего совета необходимо привлекать инициативных и активных членов родительской общественности, которые в своей воспитывающей деятельности не ограничивались бы рамками воспитания своего собственного чада, а понимали, что на воспитание личности в первую очередь влияние оказывает социум, в котором вращается их ребенок. Воспитание социума - первоочередная задача образовательного пространства.
В связи с этим вместе с теми функциями и полномочиями, которые изложены в Типовом положении об управляющем совете, этот орган должен взять на себя оказание помощи образовательному комплексу в процессе духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, а именно воспитанников и обучающихся комплекса.
Нужно ли говорить, что у членов управляющего совета (именно родительской общественности) неизмеримо больше возможностей привлечения к этой деятельности широкой общественности из разряда специалистов и профессионалов в разных областях экономики, местного самоуправления, силовых структур, культуры и искусства, спорта.
Мы считаем, что члены совета могли бы принять участие в организации круглых столов, дискуссионных клубов, создании общественных объединений, в том числе и гражданско-патриотической направленности, спортивных состязаний, культурно-массовых мероприятий, благотворительных акций, встреч с интересными людьми  как в комплексе, так и в микрорайоне. У родителей, на наш взгляд, есть больше возможностей для воспитания, чем у педагогов, которые ограничены образовательными программами и должностными инструкциями, им дети больше доверяют.
Совместно с классными руководителями и членами управляющего совета комплекса мы могли бы расширить экскурсионную и музейную деятельность, посещение театров и картинных галерей.
Что касается профориентационной работы с обучающимися, здесь помощь родителей будет столь же неоценима, когда мы будем привлекать к ней людей, многого добившихся в этой жизни.  Профессора, депутаты, работники префектуры и муниципалитетов, сотрудники полиции и  МЧС помогли бы детям составить более широкую картину выбора профессий. Поездки на заводы и фабрики, встречи с работниками  различных учреждений, организованные с помощью родителей, станут важнейшим фактором развития этого вида работы комплекса. Поэтому в структуре управляющего совета комплекса необходимо выделить работу комиссий различной воспитательной направленности, к деятельности  которых привлекали бы представителей родительской и учительской общественности комплекса. Только тогда мы действительно сможем говорить о прозрачности образовательной деятельности комплекса. Только тогда мы действительно получим обратную связь с социумом и сможем корректировать нашу деятельность по оказанию образовательных услуг населению. Только тогда наши родители перестанут быть сторонними созерцателями и критиками образовательного пространства, а управляющий совет получит возможность по-настоящему управлять образовательной деятельностью комплекса.

Л.БЕРТОВСКИЙ, председатель управляющего совета  гимназии №1528, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и  криминалистики РУДН