Об управляющих советах активно заговорили с 2000-х годов в контексте формирования оптимальной модели управления, в которой четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образования, прежде всего образовательных учреждений и органов самоуправления. Суть идеи понятна: общественность, заинтересованная в развитии образования в России, должна непосредственно участвовать в управлении образовательными структурами. В этом случае интересы всех участников образовательного процесса обязательно будут учитывать их представители. Поэтому по инициативе руководителей образовательных учреждений, педагогических работников или родителей учащихся и с согласия учредителя к управлению образовательным учреждением может быть привлечен управляющий совет.
Полномочия управляющего совета гораздо шире полномочий органов самоуправления, до сих пор существующих в образовательных учреждениях. Переход школы на нормативное бюджетное финансирование, изменение требований к образовательным учреждениям, способным обеспечивать высокое качество образования, развитие их информационной открытости - условия развития образования, которые требуют участия в управлении школой органа, подобного управляющему совету. Одной из главных задач управляющего совета лицея №1557 стало его участие в подготовке и принятии главных и наиболее принципиальных для лицея управленческих решений - в стратегическом управлении образовательным учреждением.
Управляющий совет в лицее успешно существует с 2010 года. Еще до реорганизации нескольких образовательных учреждений в единый комплекс управляющие советы учреждений традиционно решали вопросы стратегического назначения, а уже после реорганизации (слияния) единый управляющий совет занимается формированием программы эффективного развития учреждения и решением сопутствующих этому тактических проблем. В этой программе проработаны все основные моменты по направлениям развития (в том числе достижение качества образования, соответствующего новым образовательным стандартам; повышение профессиональной компетентности; обеспечение развития интеллектуальных способностей обучающихся; воспитывающая и здоровьесберегающая деятельность), четко определено, к каким показателям и индикаторам мы должны прийти.
Индикаторы оценки качества образования и воспитания разрабатывали при непосредственном участии родителей учеников, входящих в состав управляющего совета. Работа эта была длительной и серьезной, потому что родителей интересует не только то, какие оценки получает их ребенок, не меньше заинтересованы они и в качественном и результативном воспитательном процессе. В этой области они предъявляют к лицею высокие требования. По поручению управляющего совета регулярно проводят анкетирования родительской общественности для выяснения степени удовлетворенности образовательными услугами, которые оказывает лицей. Указывать свое имя в таких анкетах необязательно, но, что интересно, предлагая что-либо или критикуя, родители, как правило, всегда подписываются. По данным последних опросов удовлетворенность образовательными услугами составляет 95%.
Знакомясь с деятельностью комиссий и групп, мы обратили внимание на чрезвычайную заинтересованность членов совета (энергичные родители, самобытные педагоги, достойные старшеклассники, кооптированные члены совета - представители бизнеса), у каждого своя роль, но единая ответственность, общая цель: динамичное развитие лицея.
Работа комиссии по закупкам и ремонтам - ответственное, порой придирчивое дело - сопряжена с проверкой надежности работ и оправданности затрат. Щепетильность финансовой комиссии в установлении родительской платы вызывает уважение к людям, столь профессионально готовившим проект расчета родительской платы за услугу присмотра и ухода в дошкольном отделении.
Но, конечно же, первостепенный интерес вызывают инновационные инициативы управляющего совета. Первым председателем управляющего совета лицея стал кандидат экономических наук, заслуженный строитель России, председатель ТСЖ «МЖК Зеленоград» Александр Раптовский - человек заинтересованный, профессионал своего дела. Именно при его активном участии реализуется в одном из лицейских корпусов идея создания Технопарка. Трудно поверить, но именно чаяниями и реальной материальной помощью председателя управляющего совета и кооптированного члена Совета заместителя генерального директора по науке ООО «ЭКСПОНИ» Алексея Евгеньевича Земко в лицее есть Технопарк - уникальное инновационное подразделение, главные задачи которого стимулирование у детей и молодежи любознательности и интереса к познанию окружающего мира; привитие навыков экспериментальной исследовательской работы; обеспечение доступа детей и молодежи к современному оборудованию; профессиональная ориентация; воспитание проектного типа мышления; развитие предпринимательских и маркетинговых качеств; получение удовольствия от востребованности творческих способностей и возможности материального воплощения собственных задумок и идей. Уже два года отремонтированный на спонсорские средства и оснащенный за счет бизнес-проекта Технопарк призван расширять образовательные возможности, акцентируя свою деятельность на ведении проектов. В основу создания центра была заложена концепция FabLab (фабрики-лаборатории) - оснащение высокотехнологичным набором оборудования, где посетители на собственном опыте проходят путь от технологической задумки до ее реального воплощения - конечного коммерческого продукта. В качестве продукта выбрана игрушка - развивающая, образовательная, интерактивная. Этой концепции отвечает структура центра: инкубатор идей, лаборатория, производство.
Управляющий совет строго следит за исполнением идей и проектов лицея. Перечисленные примеры работы комиссий и групп, реализации проектов лицея - образец слаженности и заинтересованности в работе членов управляющего совета. Думаю, что именно такое, личностное, участие в работе управляющего совета непременно способствует выполнению программы стратегического развития лицея. Впереди много задач - развитие профильного образования, авторизация в программе «Международный бакалавриат», развитие кадетского образования, создание целостной образовательной траектории, начиная с дошкольного и заканчивая университетским образованием. Полагаю, чем амбициознее задачи поставлены перед образовательным учреждением, тем ярче выражена необходимость солидарного участия управляющего совета. Именно в усилении роли общественно-государственного органа управления при развитии образовательного учреждения виден смысл работы управляющего совета - анализировать, поддерживать, воплощать!

Ю.ЧАПЛЫГИН, председатель управляющего совета лицея №1557, ректор НИУ МИЭТ, профессор