После самых первых объединений детских садиков и школ было много дискуссионных вопросов и споров, в педагогической среде ходили различные шутки типа, как объединить необъединяемое, ибо «в саду учат ходить и говорить, а в школе - сидеть и молчать...». Мне в очередной раз, может быть, повезло, я постарался проникнуть в суть вещей и понять, что такой шаг работает целиком и полностью на преемственность, на возможность «договориться на берегу» о том, кто и чем должен заниматься в образовательном пространстве многоуровневого детства. Спасибо фестивалю, что он дал мне возможность как руководителю отрефлексировать многие вопросы и наметить дальнейшую траекторию преемственности.
Есть несколько посылов, связанных с дошкольным детством и теми изменениями, которые произошли за последнее время. Первое - это то, что согласно 273-ФЗ дошкольное образование стало первой ступенью общего образования. Второе - согласно принципу природосообразности ведущая деятельность у дошкольников - игровая. Согласно идеям Д.Эльконина игра стала своеобразной зоной ближайшего развития ребенка, ибо то, что ребенку трудно выполнить на основе прямого указания взрослого, оказывается достижимым в игровой деятельности. Отказ от учебной модели в детском саду, то есть от занятий, побудил нас перейти к природосообразным видам совместной деятельности взрослых и детей, которые позволили воспитателям детского сада развивать личностный потенциал дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведении занятий, то теперь все его устремления направлены на совместную деятельность с детьми. Третье - это федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, представляющий совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного, доступного и качественного образования. В первую очередь это:
    расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;
    обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;
    минимизация рисков кризисов возрастного развития ребенка при переходе от дошкольного детства к начальной школе;
    приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
    развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
    развитие вариативных образовательных программ, поддерживающих социокультурное разнообразие детства;
    разработка нормативов и условий, обеспечивающих общую организацию содействия детей и взрослых в дошкольном детстве;
    соблюдение прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.
Введение стандарта дошкольного образования позволяет предъявить единые требования к системе дошкольного образования и обеспечить преемственность его с начальным общим образованием. Стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Работая по ФГОС, мы стараемся построить образовательную деятельность так, чтобы, с одной стороны, игровая ситуация стала частью жизни ребенка, с другой стороны, формируем качества и свойства личности, которые пригодятся уже в начальной школе, где ведущей станет уже учебная деятельность.
Можно сказать, что именно в игре ребенок закрепляет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу. Это становится основой социальной компетенции дошкольника. Игра - оптимальная форма практического овладения воспитанниками элементарными средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что признано основой коммуникативной компетенции ребенка. Если воспитатель создает условия для возникновения самостоятельной игры детей, если применяемые им методические приемы руководства игрой создают условия для развития ребенка, если он бережно относится к творческой выдумке детей, придумывает вместе с ними разные новые истории, то ребенок будет расти любознательным, активным и творческим. А это, в свою очередь, фундамент развития творческой компетенции дошкольника. Конечно, рано еще говорить о развитии тех или иных компетенций в полном объеме, но формировать их под чутким руководством взрослых уже можно.
Контуры информационной цивилизации формируют принципиально иную систему ценностей. Если говорить о новой системе ценностей, то ее основу как раз и составляет позиция, которую можно назвать компетенцией. В центре новой системы ценностей - свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Именно результаты, наполненные личностным смыслом, качества и свойства, сформированные в дошкольном детстве, помогут в дальнейшем научить учиться младшего школьника. В дошкольном детстве мы формируем и развиваем социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому воспитатели органично «встраивают» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным.
Возвращаясь к презентации образовательного пространства на зеленоградском фестивале «Дошкольное детство. Всё начинается с игры», подчеркну, что игрой, по-настоящему интересной и увлекательной, пронизана вся жизнь детей в дошкольном отделении образовательного комплекса, созданы условия для совершенствования всех видов игр, ибо каждая игра вносит свой вклад в формирование и развитие тех или иных компетенций.
5 сентября на фестивале в Зеленограде мы представили самые востребованные и любимые детьми и родителями игры:
    игры по правилам дорожного движения (безопасности), которые помогают развить у дошкольников внимание, умение предвидеть ситуацию, умение следовать правилам;
    экспериментально-исследовательские игры, которые помогают развить познавательные способности, волевые качества, любознательность, воображение, творческую активность, образное мышление, помогают работать с такими мыслительными операциями как анализ, синтез, оценка;
    конструктивно-строительные игры, помогающие развить воображение, творческое мышление, моторику, коммуникативные качества и свойства, сформировать у дошкольников представление о предметах окружающего мира;
    подвижные игры, помогающие развить у дошкольников координацию движений, гибкость, равновесие, быстроту, выносливость, ловкость, мелкую и крупную моторику рук, сформировать представление о здоровом образе жизни;
    настольно-печатные игры, которые помогают развить у детей внимание, память, логику, умение работать по правилам, коммуникабельность.
Особый интерес вызвал у родителей и детей, посетивших нашу площадку на фестивале, стол «Пескотерапия», который очень помогает психологам не только в дошкольном детстве, но и в начальной школе. Пескотерапию используют как одно из направлений арт-терапии, предполагающее создание свободного и защищенного пространства, в котором ребенок может выражать свой мир, отражая свои переживания, порой даже неосознанные. Эффект самоисцеления достигают путем спонтанного творчества, и, что самое важное, при построении мира в песке происходит соприкосновение с вытесненным или подавленным опытом человека, вербализация проблемы, снятие напряжения и установление контакта, поскольку отсутствует страх ошибки. Пескотерапия помогает при работе со страхами, пережитыми травмами, межличностными конфликтами.
Помимо игр у родителей на фестивале была возможность получить консультации на волнующие их вопросы у учителя-логопеда и психолога.
Пожалуй, самой востребованной на площадке была творческая мастерская, где мы организовали совместную продуктивную деятельность детей и родителей, в результате которой каждая семья покинула фестиваль с подарком, выполненным собственными руками.
Ну и, конечно же, нельзя не сказать о том, что в ходе работы площадки воспитанники дошкольных отделений нашего образовательного комплекса не раз исполняли на бис мою авторскую песню, написанную на музыку Олега Митяева, «Детский сад».

Игорь АГАПОВ, учитель года Москвы, директор школы №1151