Покрытый свежим лаком паркет в холле второго этажа старательно застилают картоном, пленкой, газетами. Вот-вот начнутся репетиции традиционной первосентябрьской сказки, которую готовят одиннадцатиклассники для пришедших в гимназию впервые семиклашек. Это своего рода посвящение. Важно, что именно эта параллель, стоящая на пороге выпуска, хочет сказать своим спектаклем, вернее вложенными в него смыслами, новичкам. Случайно слышу, проходя мимо: «Наш спектакль, если получится все, как задумано, будет фурором, это будет лучший спектакль в истории гимназии!»
А я иду к себе в кабинет. Периодически ко мне заходят выходящие из отпуска учителя. Тоже посвежевшие, тоже с ясным блеском в глазах, тоже радостно здороваются. У каждого за лето сложились свои истории. Внимательно выслушиваю, рассказываю о себе: отдыхала на даче среди огурцов и клубники. В это важное время, пока меня никто особенно не беспокоит, занимаюсь аналитической работой, разбираю шкафы, просматриваю «Учительскую газету» и «Юридический журнал директора школы». И время от времени делаю звонки: «толкаю» дела. Лицензирование медкабинета, договор на аренду спортзала, кадровые вопросы.
Возникает интересная мысль: а чего боится директор, приступая к новому учебному году? В сентябре грядет проверка Роспотребнадзором выполнения предписания по наполняемости классов. В законе прописано, что класс делится на подгруппы при обучении информатике, английскому языку в том случае, если его наполняемость не менее 25 человек. По новым требованиям СанПиНов на человека положено 2,5 м2 площади в учебном кабинете. Таким образом, площадь кабинетов должна быть не менее 62,5 м2. А в нашей гимназии, здание которой стоит на столетнем фундаменте, площади кабинетов от 53 до 58 м2. То есть в кабинет истории может поместиться 21 человек, а в кабинет физики 23 человека. Бред! В школе РККА, нашей предшественнице, в этих же классах обучалось до 45 человек. И какое было качество образования! Понимаю, что новые требования к условиям обучения справедливые. Но где ж их взять-то, эти 62,5 квадратных метра? Подумала, «вчувствовалась» в ситуацию и поняла - не боюсь, как-нибудь образуется. Заплачу штраф в конце концов...
Звонок из управления образования: 1 сентября у нас высокие гости. Гостям всегда рада, любого ранга и звания. Не люблю предварительную суету, недоверие со стороны инспекторов, как будто они боятся вместо меня. К различным неожиданным ситуациям, таким как кадровые проблемы в связи с внезапным уходом или болезнью сотрудников, изменения в учебном плане, аварии, тоже уже привыкла, знаю точно - небо не обрушится, решение найдется, одна не останусь.
Наверное, все-таки в моем случае лучше говорить о волнении, а не о страхе. Волнение - это естественно. За поступления выпускников, за их самореализацию, обучаемость и адаптацию новичков в гимназии, за взаимоотношения между новыми людьми - очень хочется, чтобы все было гармонично и созвучно, чтобы получился действительно «оркестр», а не «гараж», как хотел наш первый директор, Иосиф Борисович Ольбинский. Понимаю, как это важно. Прихожу к мысли о том, что если бы я действительно боялась - за место, за результаты проверок, боялась бы выговоров и взысканий, боялась бы не успеть в срок, да мало ли чего еще, - мне нужно было бы покинуть пост директора. Интересная мысль?

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область