Сегодня многие думают, что руководитель образовательной организации и профсоюз находятся по разные стороны «баррикад». В действительности это заблуждение.
Мы работаем с одними и теми же людьми: для руководителя они работники, для профсоюзной организации - ее члены. И если работодатель обеспечивает своему работнику, члену профсоюза, необходимые условия труда, если обеспечивает нормальную, объективно установленную заработную плату, если он взаимодействует с членами профсоюза, для того чтобы обеспечить высокое качество работы своего учреждения, то задача профсоюза в этом смысле не отличается от задачи руководителя образовательной организации. Для профсоюза важно, чтобы работники получали хорошую зарплату, чтобы в организациях не возникали конфликты, чтобы люди, работающие в том или ином учреждении, заботились о качестве своей работы и об имидже своего учреждения. Важно, чтобы профсоюзные первички были вовлечены в общую сферу деятельности образовательной организации. Тем более что для этого существуют объективные основания, представленные и в Трудовом кодексе РФ, и в Отраслевом соглашении между Департаментом образования и МГО профсоюза, и во многих других документах.
Взаимодействие руководителей столичных колледжей с профсоюзом осуществляется на разных уровнях:
Уровень городского звена
Представители колледжей в МГО профсоюза (руководители и председатели первичных профсоюзных организаций) могут принимать те или иные решения, влияющие на работу управляющего звена образовательной организации. В качестве примера можно привести городское соглашение. Участие в работе отраслевой комиссии по социальному партнерству, где колледжи представлены председателем ППО КАИТ №20 Т.Киселевой, позволяет отдельно выделить, обсудить и находить решение по проблемам деятельности профессиональных образовательных организаций города.
Уровень территориальной профсоюзной организации
Несмотря на то что сейчас произошло некое изменение управленческой структуры (были созданы межрайонные советы), мы считаем возможным сохранить территориальную профсоюзную организацию, объединяющую колледжи. Мы должны сохранить координацию работы ППО и председателей первичных организаций колледжей с учетом специфики профессиональных образовательных организаций Москвы.
Уровень взаимодействия внутри колледжа
Это самый важный уровень. Есть проблемы, которые можно и нужно решать внутри организации. В МГО профсоюза часто приходят жалобы от работников, в том числе перенаправленные Департаментом образования. При их рассмотрении оказывается, что в некоторых колледжах отсутствует система внутренней коммуникации, у людей нет доступной информации, работники не могут влиять на принимаемые в организации решения, хотя имеют на это полное право. Работники перестают верить в то, что руководитель колледжа или руководитель структурного подразделения может решить их проблему.
В последнее время большинство жалоб от работников колледжей связаны либо с оптимизацией системы московского образования, либо с введением новой системы оплаты труда.
Чуть больше 50% колледжей Москвы имеют в своей структуре ячейки МГО Общероссийского профсоюза образования. По сути, это неправильно, так как учредитель колледжей Департамент образования, все вопросы, решаемые департаментом и требующие согласования с профсоюзной организацией, решают в городе именно с участием МГО профсоюза. Зачастую в колледжах, где действует первичка другого профсоюза, не может быть правильно заключен коллективный договор с учетом всех нормативных актов. Такие профорганизации просто не владеют необходимой нормативной базой, а работники не получают полной и своевременной информации о происходящих в городе преобразованиях.
Одним из самых острых на сегодня вопросов остается вопрос о НСОТ. К сожалению, его невозможно форсировать. Начиная с июня специалисты МГО профсоюза очень плотно работали над внесением изменений в приказы №40 и №42, где установлены рекомендации по системам оплаты труда и системе стимулирующих выплат. В итоге удалось согласовать формулировку, согласно которой каждое учреждение сможет расширять систему стимулирующих выплат, не ограничиваясь только указанным в приказе перечнем.
То же самое касается некоторых формул расчета студенто-часа. Все программы среднего профобразования рассчитаны на 41 неделю, а не на 34, как это установлено по аналогии со школами. Здесь также необходимо внесение изменений в формулу расчета студенто-часа. Есть еще моменты, нуждающиеся в коррекции, которая облегчит работу и руководителя колледжа, и председателя ППО во взаимодействии с коллективом.
МГО профсоюза считает необходимым подготовить предложения, влияющие на бюджетное финансирование, по учету уменьшения контингента студентов по объективным, не зависящим от колледжа причинам. Например, когда студентов призывают в армию или девушка-студентка становится мамой, их «выбытие» нельзя компенсировать, так как невозможно в ходе обучения «допринять» или перевести в эту группу кого-то со стороны - не позволяет профиль получаемой специальности. Но такое «выбытие» влияет на объем получаемого по нормативу бюджетного финансирования. На наш взгляд, эта проблема должна быть учтена, финансирование сохраняться.
Колледжи сейчас объединяются с разными образовательными учреждениями. Возникает необходимость формирования единого коллектива, что влечет за собой определенные трудности при работе с людьми. Часто сильная профсоюзная организация при объединении с учреждением, где не было профсоюзной ячейки, значительно слабеет. Это недопустимо. Работу надо строить таким образом, чтобы усиливать имеющуюся первичку, чтобы она была руководителю в помощь, а не наоборот. Другая ситуация - когда в колледже сосуществуют первичные организации двух разных профсоюзов. Руководитель вынужден взаимодействовать с обеими. Это не лучшая стратегия. Я прошу руководителей таких организаций обратить на это серьезное внимание.
По данным, полученным МГО профсоюза в результате проверок, в колледжах сегодня существует множество проблем, которые можно легко решить при помощи грамотно выстроенного взаимодействия с профсоюзным активом. Одна из самых сложных - коллективный договор. Во многих учреждениях эти документы либо не работают, либо о них ничего не известно, в частности, не во всех колледжах коллективный договор размещен на сайте. Председатели первичных профсоюзных организаций должны взять на себя координирующие, контролирующие функции в этом вопросе, как, впрочем, и в вопросах решения трудовых проблем внутри организации. Но без помощи руководителя, без взаимодействия с ним и без активного обсуждения с коллективом такой документ останется пустой формальностью.
На основании выявленных правовыми инспекторами МГО профсоюза нарушений мы составили список наиболее проблемных моментов. Надеемся, что при заключении дополнительных соглашений к трудовым договорам руководители образовательных организаций учтут такие параметры:
- установление размера тарифной ставки или должностного оклада;
- установление продолжительности рабочего времени, особенно у педагогических работников, необходимо посмотреть, что получают работники с ненормированным рабочим днем;
- определение условий труда на рабочем месте (их часто не указывают в трудовом договоре);
- установление учебной нагрузки (любые изменения в учебной нагрузке влекут за собой обязательное дополнительное соглашение к трудовому договору);
- осуществление доплат за неблагоприятные условия труда, большинство проверенных организаций не осуществляют выплаты по этому основанию;
- разработка порядка привлечения к работе в выходные и праздничные дни.
Озабоченность профсоюза вызывает и процесс прохождения медосмотров работниками учреждений профобразования. Медосмотр должны проходить все работники, а не только определенные категории.
Все эти нарушения не способствуют созданию здорового микроклимата внутри организации.
Руководителю образовательной организации необходимо учитывать мнение профсоюзной организации при принятии правил внутреннего распорядка. Это станет гарантом доверительных отношений как с профсоюзным активом, так и с коллективом в целом.
Руководителем профсоюзной организации должен быть человек, который может вести общественную работу, способный осуществлять помощь работникам, которому можно доверять. Председателя ППО руководитель должен рассматривать как дополнительный ресурс, его труд должен поощряться. Работа председателя первичной организации нужно рассматривать как социально значимую для трудового коллектива и учитывать в том числе при установлении стимулирующих выплат. По этому поводу еще два года назад было выпущено совместное письмо Департамента образования и МГО профсоюза, в котором определен порядок установления такой выплаты. Конечно, при этом положительная оценка работы председателя ППО в коллективе главный критерий. Председатель первички должен посещать курсы повышения квалификации по линии профсоюзной работы с сохранением заработной платы на время обучения. МГО профсоюза постоянно проводит семинары для председателей ППО, в ходе которых затрагивают все обозначенные аспекты трудовых отношений.
Взаимодействие руководителя и председателя профсоюзной ячейки - это взаимовыгодное партнерство, результатом которого может стать сильная конкурентная организация с мотивированным коллективом и благодарными выпускниками.

Мнение по поводу

Марина СМИРНИЦКАЯ, начальник Управления реализации государственной политики в сфере образования ДОгМ:

- Выстраивание взаимодействия с профсоюзной организацией - важнейший элемент управленческой культуры руководителя образовательной организации. То, что на сегодняшний день лишь в 50% колледжей созданы профсоюзные организации, стало очень существенной недоработкой руководителей и свидетельствует об их неумении использовать этот ресурс в своей повседневной работе. Особенно если речь идет о тех организациях, которые переживают период реорганизации и оптимизации своей структуры.

Информация к сведению

На прошлой неделе состоялось традиционное селекторное совещание «Профсоюзный час», которое открыла председатель МГО профсоюза Марина Иванова.
Участники совещания поговорили о подготовке к новому учебному году, III съезду учителей, Дню города.
Об итогах летней оздоровительной кампании рассказал заместитель председателя МГО профсоюза Константин Гужевкин, об итогах городского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера» по профессии «Воспитатель детского сада» - главный специалист МГО профсоюза Наталья Давыдова.
Заместитель заведующего информационным отделом МГО Марианна Баринова проанализировала обращения в раздел сайта «Вопросы на селектор» за 2014-2015 учебный год, о новом в законодательстве рассказал руководитель АНО «Профзащита» Сергей Кандриков.