Многолетнее взаимодействие Московского центра качества образования и образовательных организаций города свидетельствует о том, что преобладающее большинство московских школ неизменно включают внешние независимые диагностики в ВСОКО (в 2014-2015 учебном году мы перешагнули рубеж в 1 млн человеко-тестирований!).
В 2015-2016 учебном году Московский центр качества образования  запланировал широкий спектр диагностических мероприятий.
Обязательные диагностики в 4-х и 7-х классах
В 4-м классе диагностики должны пройти по отдельному графику, согласованному с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. В обязательные диагностики входят русский язык, математика, окружающий мир.
В 7-м классе в феврале  2016 года мы планируемы  провести диагностику по русскому языку или математике, а в марте - по истории, или географии, или биологии.
Выбор диагностик для 7-х классов из предложенного перечня  мы осуществляем  не позднее  чем за 2 недели до дня проведения в рамках специально организованной открытой процедуры.
Вспомогательные обязательные диагностики по математике и русскому языку в 9-х и 10-х классах в тех образовательных организациях, которые продемонстрировали результаты статистически значимо ниже результатов по городу на ОГЭ.
Диагностики в 9-х классах запланированы на начало учебного года (чтобы оценить ситуацию с подготовкой к будущему ОГЭ), а в 10-х классах в ноябре 2016 года (чтобы посмотреть, насколько эффективно идет процесс коррекции провалов на ОГЭ по математике и русскому языку).
Диагностики по математике, русскому языку и английскому языку в 5-х классах в рамках сопровождения введения ФГОС основного общего образования.
Тематическая диагностика (на старте в 10-х классах),  посвященная героическим страницам из истории России.
Межпредметные и метапредметные диагностики:
    межпредметная тематическая диагностика, посвященная здоровому образу жизни, для 8-х классов;
    диагностика сформированности метапредметных (познавательных) умений для 6-х классов;
    диагностика регулятивных и коммуникативных умений в групповой проектной деятельности для 8-х классов;
    диагностика естественно-научной грамотности для 9-х классов;
    диагностика читательской грамотности для 10-х классов.
Дополнительно образовательным организациям города мы предлагаем различные предметные диагностики для начальной, основной и старшей школы. В 2015-2016 учебном году мы также планируем широко использовать успешно прошедший апробацию в конце прошлого учебного года Центр независимого тестирования, в частности, для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.
Планов много,  мы надеемся, что независимые диагностики смогут удовлетворить запросы и родителей, и администрации школ, и учителей. Главное - четко понять, что у нас общие цели: эффективно развить потенциал, заложенный в каждом ребенке от рождения.
Нельзя не отметить значимость независимых диагностик при оценке качества учебного процесса. В соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация должна обеспечивать работу внутренней системы оценки качества образования, позволяющей получать объективные данные об уровне подготовки обучающихся. Диагностика - одна из важнейших составляющих учебного процесса, причем в первую очередь речь идет о независимых диагностиках, которые  позволяют сравнить результаты класса (школы) с результатами других классов (школ), а также  с результатами других лет (отследить динамику).
После обработки результатов проверочной работы ОО получает статистические формы по каждому ученику - участнику диагностики. В пояснениях к формам МЦКО размещает рекомендуемую шкалу перевода тестового балла в соответствующий уровень образовательных достижений обучающегося (низкий, средний, повышенный и высокий) или в соответствующую отметку по пятибалльной шкале. Широкий диапазон первичных баллов позволяет школе более детально дифференцировать учащихся в соответствии с их образовательными достижениями и самостоятельно выстроить оценивание в соответствии с образовательной программой ОО. Решение об использовании результатов независимой диагностики  для выставления школьных отметок учащимся принимает самостоятельно образовательная организация: не каждая диагностическая работа должна оцениваться,  оценка должна  не столько констатировать уровень достижений учащегося, сколько мотивировать его на следующий уровень образовательных результатов. Проведение диагностических работ дает на выходе достаточно информации для анализа достижений и затруднений отдельных учащихся и выстраивания индивидуальной работы по коррекции знаний и умений. Анализ результатов диагностических работ позволяет также выявить достижения и проблемы в педагогических практиках конкретных  учителей, дать  рекомендации по изменению технологий обучения для каждой школы.
Диагностика не проводится спонтанно, есть заранее утвержденные графики и планы.
Проведение диагностических работ регулируют локальные акты образовательной организации. Планирование диагностических мероприятий, выбор их оптимального количества - важнейшее направление работы администрации школы. Учитель-предметник не должен быть поставлен в условия, когда накануне получает уведомление о «свалившейся сверху» городской диагностике, что провоцирует его на  массовое натаскивание учащихся на работу. Это вызывает негативные эмоции и у учащихся, и у их родителей и дискредитирует сам смысл диагностической работы. Мы должны помнить, что, приучив детей начиная с начальной школы к таким авральным формам работы, мы дадим им основание так же бессистемно готовиться к итоговой аттестации.
Проведение независимых диагностик - это еще и косвенная оценка профессиональной деятельности учителя. Часто педагог не готов к внешней оценке результатов своей деятельности, так как она служит (пусть косвенно)  индикатором объективности выставления им школьной отметки учащимся, индикатором его профессиональной компетентности.
Но, согласитесь, пусть лучше существующие профессиональные затруднения выявят заранее, чтобы можно было скорректировать учебный процесс задолго до государственной итоговой аттестации. Иначе неизбежны противоречия с ожиданиями обучающихся и их родителей.
Контрольные измерительные материалы (КИМы), создаваемые МЦКО, и  разработанная система оценивания дают для учителя и школы обширный дидактический,  методический и аналитический материал для дальнейшей работы.
Материалы всех диагностических работ  (демонстрационный вариант работы, спецификация, кодификатор) открыто публикуют на сайте МЦКО  (www.mcko.ru) в разделе «Мониторинг и диагностика». Среди разработчиков проверочных работ - методисты и сотрудники ФИПИ, РАО, МИОО, ГМЦ, авторы учебных пособий, разработчики  контрольных измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ. Все задания проходят предметные и тестологические экспертизы  (среди предметных экспертов - члены ассоциаций учителей-предметников), а также общественное обсуждение.
При конструировании КИМов мы стремимся  в соответствии с ФГОС общего образования реализовать следующие подходы к оценке индивидуальных образовательных достижений обучающихся:
- деятельностный подход (в качестве содержания оценки выступают планируемые результаты обучения, отражающие способность учащихся решать учебно-познавательные и  учебно-практические задачи);
- уровневый подход (в диагностических работах используют задания разного уровня сложности, а  по результатам работы учащихся распределяют по разным уровням освоения контролируемых планируемых результатов);
- комплексный подход  (оценивание предметных и метапредметных результатов).
Деятельностный подход к процессу обучения, который лежит в основе ФГОС,  определяет и деятельностный подход к оценке качества: в качестве содержания оценки выступают планируемые результаты обучения, отражающие способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Диагностические работы, разрабатываемые в рамках стандарта 2004 года, проверяли освоение учащимися отдельных элементов предметного содержания, тогда как диагностики под новый стандарт нацелены в первую очередь на оценивание сформированности у обучающихся различных видов деятельности.  
Из года в год в проверочных материалах  увеличивается доля заданий с развернутым ответом. Именно эти типы заданий позволяют пошагово проанализировать затруднения обучающихся, а детальный анализ выполнения заданий для каждого учащегося позволяет определить точечные затруднения, выстроить индивидуальную траекторию коррекции знаний и умений, проследить динамику индивидуальных достижений.
Новый стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования. Метапредметные результаты включают «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории».
Оценка метапредметных результатов  - это оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в междисциплинарных программах:
    программе формирования универсальных учебных действий;
    программе «Формирование ИКТ-компетентности школьников»;
    программе «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;
    программе «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Формирование метапредметных результатов обеспечивают за счет всех учебных предметов и внеурочной деятельности.
МЦКО имеет определенный опыт в разработке различных  метапредметных диагностик:
    диагностики познавательных метапредметных умений;
    диагностики читательской грамотности;
    диагностики межпредметных понятий (на базе естественно-научного блока и математики и на базе блока социально-гуманитарных дисциплин);
    диагностики коммуникативных и регулятивных умений в рамках групповой проектной деятельности;
    диагностики ИКТ-компетентности.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)  происходит  начиная с первого класса. Блоки УУД практически одинаково определяют и для начальной, и для основной, и для старшей школы (регулятивные, коммуникативные, познавательные). Но меняются требования к уровню сформированности метапредметных умений.  Для каждого направления метапредметных диагностик мы учитываем возраст участников. Например, в диагностиках читательской грамотности по мере взросления обучающихся:
    усложняется текст;
    расширяется спектр проверяемых универсальных учебных действий (см. таблицу);
    увеличивается сложность заданий на один и тот же контролируемый вид деятельности;
    уменьшается доля заданий на извлечение явно заданной информации, но увеличивается доля заданий на интерпретацию и применение информации.  

Таблица
Фрагмент кодификатора УУД (читательская грамотность)
По результатам метапредметных диагностик не выставляют школьные отметки, но фиксируют уровень сформированности межпредметных понятий и уровень достижения отдельных универсальных действий как необходимого условия продолжения обучения и показателя успешности в дальнейшей профессиональной деятельности.
Важно отметить, что все мы хотим видеть выпускников наших школ успешными, компетентными личностями. Но чтобы быть успешными, нашим детям надо не только (и, возможно, не столько) обладать запасом знаний из определенных областей, но уметь эти знания применить в практической жизни. Более того, современная школа должна научить школьников учиться (понятно, что школьных знаний заведомо не хватит на всю оставшуюся жизнь), общаться, планировать свою деятельность, а это значит, что и процесс обучения, и процесс оценивания результатов обучения мы должны строить сообща, согласованно, в одном направлении.

Павел КУЗЬМИН, директор Московского центра качества образования