Cреди изменений надо отметить:
    внедрение дистанционных форм работы и электронные сервисы;
    создание информационно-технической поддержки, ориентирующей педагогов на использование новых образовательных технологий;
    осуществление независимой оценки профессиональных компетенций педагогов;
    следование принципам информационной открытости и прозрачности при внедрении успешных педагогических решений;
    необходимость наличия в каждой московской школе широкого спектра программ, соответствующих разнообразным образовательным запросам обучающихся и их семей;
    создание новых форм сетевого взаимодействия школ, учреждений культуры, спорта, научных организаций и вузов города.
Перечень можно продолжать и продолжать, но уже из перечисленного понятно, что повышение квалификации руководителей и педагогов должно идти в унисон с изменениями, происходящими в образовании Москвы. Из этого следуют и задачи: обеспечить профессиональный уровень педагогов и руководителей в соответствии с изменениями в системе образования города.
Сегодня работники образования имеют возможность самостоятельно выбирать, где и когда они хотят повысить свой профессиональный уровень, пройти повышение квалификации в тех организациях, которые, по их мнению, способны устранить определенные профессиональные дефициты или помочь им приобрести новые компетенции.
В мае 2015 года Департамент образования создал Экспертный совет по дополнительному профессиональному образованию работников образовательных организаций - коллегиальный и независимый общественно-государственный орган, призванный анализировать соответствие предлагаемых работникам образования Москвы программ повышения квалификации современным тенденциям развития московского образования.
С 27 мая 2015 года начала работать новая версия портала ДПО (региональный реестр дополнительных профессиональных программ), где заказчики образовательных услуг в сфере ДПО могут ознакомиться с программами, сделать выбор, записаться на обучение по конкретной программе и быть уверенными в ее качестве, так как она рекомендована Департаментом образования.
Лучшие учителя Москвы, представители ведущих вузов города привлечены к экспертной оценке программ. Именно они определяют, актуальны ли представленные программы для московского образования и могут ли быть рекомендованы к реализации для повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов столичных образовательных организаций. Далеко не все представленные программы, по мнению экспертов, отвечают современным требованиям к ДПП и, следовательно, будут востребованы. К 2015-2016 учебному году были поданы 501 ДПП, из них 222 рекомендованы к реализации.
МИОО также критично относится к качеству своих программ. Проведенный нами мониторинг (11557 слушателей программ МИОО) показал наличие как востребованных, так и не очень востребованных слушателями программ. Наиболее востребованными оказались кафедры:
    иностранных языков;
    методики обучения физике;
    начального образования;
    географического образования, инновационных и космических технологий;
    профессионального обучения;
    методики обучения химии, экологии и естествознанию.
Слушатели оценили качество реализации ДПП по таким критериям:
    доступность и логичность изложения материала;
    новизна и актуальность содержания;
    достаточность и эффективность использования интерактивных форм;
    заинтересованность преподавателя в результатах;
    достаточность представленной информации для повышения квалификации;
    практическая ценность содержания программы;
    актуальность теоретических знаний.
При этом общая удовлетворенность слушателей обучением составила в среднем 4,61 балла, общая оценка слушателями качества реализации ДПП - в среднем 4,72 балла (из 5 баллов).
В среднем к нам собираются вернуться 84,3% слушателей, причем на кафедры иностранных языков, социально-гуманитарных дисциплин и методики обучения физике - 100% слушателей, а на кафедры методики обучения биологии, географического образования, инновационных и космических технологий и начального образования - от 92,3% до 98,4%.
Сейчас крайне важно, чтобы все занятые в повышении квалификации работников образования Москвы понимали опасность определенного менторства по отношению к слушателям и больше погружали педагога в решение различных профессиональных задач, развивая такие формы, как:
    обучение посредством кейсов (пакета ситуаций для принятия решений);
    проектное обучение;
    тренинги;
    широкий спектр образовательных практик (реальных имитационных), поддерживающих развитие ключевых компетенций, стратегическое, рефлексивное и критическое мышление;
    стажировки;
    работа в профессиональных интернет-сообществах.
С моей точки зрения, огромный потенциал для повышения квалификации заложен также и в неформальном образовании.

Алексей РЫТОВ, ректор Московского института открытого образования, доктор педагогических наук