Готовность к внутренней работе и самоанализу - необходимые условия адаптации к реалиям современного московского образования. Это же в полной мере касается и системы дополнительного профессионального образования учителей. Чтобы быть полезной и востребованной, она должна улавливать и оперативно, содержательно и организационно реагировать на образовательный запрос. МИОО большое внимание уделяет установлению обратной связи с потребителями образовательных услуг.

Предыстория
В конце 2014-2015 учебного года состоялось открытое заседание ученого совета МИОО, в котором приняли участие директора крупных образовательных комплексов, большинство из которых к тому же еще и председатели межрайонных советов. Идея состояла в том, чтобы свести лицом к лицу заказчика (сегодня именно директор стал заказчиком услуг, предоставляемых системой ДПО) и исполнителя. Говорили в основном директора: об академической честности и уровневом индивидуализированном обучении, об опережающем характере программ и их практико-ориентированности, недостаточном информационном сопровождении обучения и потребности в обратной связи. В ответ институт предложил провести анализ профессиональных дефицитов и образовательных запросов педагогических коллективов, на их основе составить персонифицированные программы повышения квалификации.

Персонифицированные и традиционные программы повышения квалификации
Почему возникла потребность в персонифицированных программах ПК? Разве существующее предложение недостаточно, разве оно не покрывает спрос? Сегодня на портале dpomos.ru для записи слушателей выставлены более 500 программ, рекомендованных к реализации экспертами и утвержденных Экспертным советом по ДПО работников образовательных организаций. Все больше программ ориентированы именно на такую форму реализации в удобное для коллектива время с максимальной адаптацией содержания под конкретную аудиторию. В чем же тогда разница? Представьте себе, делая капитальный ремонт, вы отказываетесь от бригады и отдельно договариваетесь с сантехником, электриком, маляром, плотником. В результате вы тратите гораздо больше времени, нервов, сил и денег, при этом за конечный результат спросить будет не с кого. То же с программами повышения квалификации, вы можете набирать любое их количество, при этом каждая программа решает только локальную проблему отдельного учителя. Решение же проблем, стоящих перед комплексом в целом, возможно только через персонифицированные программы, спроектированные на основе результатов обследования коллектива и сопоставления профессиональных дефицитов учителей со стратегическими целями, намеченными администрацией. Наконец, изменение образовательного ландшафта столицы требует соответствующей перестройки системы повышения квалификации. Она должна стать мобильной и диалогичной. Сегодня и директор, и учитель сталкиваются с массой вопросов, готовых ответов нет, поэтому они остро нуждаются в достойном собеседнике, одним из которых может и должна стать система ДПО.

Участники проекта
В мониторинге качества дополнительного профессионального образования, проведенном МИОО, приняли участие три общеобразовательные организации, опрошены 468 педагогических работников, из них 133 воспитателя дошкольных отделений, 108 учителей начальных классов, 227 учителей-предметников. Наиболее многочисленной группой респондентов (67,5%) стали преподаватели в возрасте от 31 до 55 лет, учителя старше 55 лет составили 22,7% от числа опрошенных, молодые специалисты (до 30 лет) - 9,8%.
Каждая школа-комплекс имеет свою историю и специфику, обусловленную как социокультурным окружением, так и потенциалом педагогического коллектива. Первый участник проекта - комплекс, объединивший три школы: одна - общеобразовательная, зажатая между третьим транспортным кольцом, крупным торговым центром и промзоной, в которой обучаются в основном дети с неродным русским языком, две другие - специализированные английские, находятся на другой стороне ТТК в окружении офисных и промышленных зданий. Контингент учащихся формируют из жителей строго определенных районов, удобно расположенных относительно каждого из школьных зданий. Окончив среднее звено и освоив иностранный язык, многие мотивированные, показывающие высокие результаты дети уходят, поскольку планируют поступать на технические или естественно-научные специальности и нуждаются в изучении соответствующих предметов на углубленном уровне. Задача администрации - сохранить контингент учащихся, обеспечив многопрофильность образования. Другой комплекс расположен в плотно заселенном жилом массиве. «У нас учатся очень разные дети: одаренные, трудные, с ОВЗ - все! Мы ставим перед собой амбициозную задачу - развить потенциал каждого, отсюда высокие требования к квалификации учителей. От откровенно слабых мы избавились», - рассказывает представитель администрации и формулирует задачу: повышение квалификации педагогов для работы в профильных классах и подготовки детей к участию в предметных олимпиадах. В комплекс вошло большое количество детских садов, часть которых были специализированными (то есть работали с детьми с различными ограничениями возможностей здоровья). В настоящее время они работают как общеразвивающие. Воспитатели столкнулись с нехваткой знаний для работы с усложняющимся диверсифицированным составом групп, остро нуждаются в знаниях о психофизиологических особенностях детей с ОВЗ и соответствующей специфике организации воспитательно-образовательного процесса. Формирование третьего комплекса, как считает его руководство, прошло безболезненно. В его состав вошли школа из Топ-100 и две школы, в которых большинство учеников - это дети из семей, где образование не входит в число приоритетов. Руководство не совершает резких движений, коллективы механически не сливаются: каждый остался в своем здании, со своими детьми. Сотрудничество происходит в рамках методических объединений, администрацию этого комплекса в первую очередь интересует, насколько учителя объединенных школ готовы работать по требованиям ФГОС и насколько эти стандарты ими осмысленны.

Как проводилось исследование
В работе был использован полный цикл социологического исследования: анкетный опрос, экспертные и групповые интервью. Анкеты были составлены с учетом положений профессионального стандарта «Педагог». Логика построения анкет следующая: заданы основные направления педагогической деятельности, а также необходимые для ее осуществления знания и умения, их следовало ранжировать по интенсивности вызываемых затруднений, каждую позицию через серию вопросов раскрывали и уточняли.

Результаты исследования
На первое место по степени значимости в контексте повышения квалификации учителя поставили обучение, за ним с существенным разрывом следуют воспитание, психолого-педагогические основы профессиональной деятельности и ИКТ-компетентность, на последнем месте - работа с детьми с особыми образовательными потребностями.
Позиция «Обучение» включает планирование, преподавание, методику и владение предметом. Наибольшие затруднения у педагогов вызывают умения, востребованные в связи с переходом на системно-деятельностный подход. Речь идет о планировании деятельности по оценке достижений учащихся, составлении рабочей программы, организации практико-ориентированных форм обучения (проектная и исследовательская деятельность, лабораторные эксперименты) и проведении учебных занятий (урок по ФГОС). По сути, речь идет о смене парадигмы в образовании, отказе от привычного алгоритма: передача - закрепление - проверка знаний, предполагающего воспроизведение знаний и учителем, и учеником, в пользу деятельностного подхода, организация которого - средство достижения высокой цели развития личности. Учителя нуждаются в помощи для теоретического осмысления перемен, происходящих в образовании, и для решения практических вопросов. Их основной вопрос: как? Как провести урок по ФГОС и чем он отличается от традиционного? Как составить рабочую программу? Как организовать учебную деятельность, чтобы в ее процессе ученик мог приобрести опыт самостоятельного решения проблем?
Система рейтингования образовательных организаций предопределила интерес к программам повышения квалификации, направленным на совершенствование методики подготовки обучающихся к участию в олимпиадах и сдаче ГИА. Особенно велик этот запрос среди учителей математики, русского языка, химии и биологии. Учителя признаются, что трудно готовить учеников к экзамену, не представляя себе его «кухни», меняющихся требований, логики и структуры заданий: «Мы должны знать, к чему готовим выпускника в этом году!»  В части предметного содержания на первые позиции учителя поставили трудные темы и содержание предмета на углубленном уровне. Этот запрос продиктован переходом старшей школы на профильное обучение.
Второе по степени важности направление повышения квалификации - воспитание. Мы предложили пять вариантов ответа:
    формирование гражданской позиции учащихся;
    формирование толерантности;
    организация самоуправления учащихся;
    использование различных форм и методов воспитательной работы;
    осуществление воспитательной деятельности с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей.
Подавляющее большинство опрошенных (63,7%) выбрало позицию «воспитательная деятельность с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей учащихся». Действительно, в ходе фокусированных групповых интервью много говорили о «нынешних детях» и их родителях. Утрата рычагов административного воздействия, сложные по составу классы, более «свободные» дети сделали востребованными соответствующие знания и умения, учителя нуждаются в дополнительных знаниях для выстраивания эффективных отношений с родителями, умения профессионально доносить до них информацию. «Родительские собрания утратили прежний смысл, - делится участник проекта, - родители хотят, чтобы мы формировали личность ребенка, но они не понимают, что это надо подкреплять семейной практикой». Необходимость таких курсов разделяют и воспитатели: «Воспитатели работают с родителями по старинке, а родители очень изменились. Нужно научиться новым способам общения».
Следующее направление повышения квалификации связано с психолого-педагогической подготовкой учителя. Респондентам было предложено выбрать из списка три позиции и прорейтинговать их, поставив на первое место те знания и умения, которые в наибольшей степени нуждаются в совершенствовании. Педагогические работники трех комплексов сделали одинаковый выбор позиций, но расставили их в разной последовательности. Выяснилось, что закономерности возрастного развития, умение управлять детским коллективом, строить коммуникации, создавать команду представляют для учителей второстепенный интерес. На первый план вышли:
    стрессоустойчивость личности, приемы психологической защиты;
    теория и практика взаимодействия с трудными детьми;
    стратегии и техники эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Такой выбор сигнализирует о наличии проблемной ситуации. На памяти работающих учителей реформы образования 1984, 1988, 1992 гг. В последние годы существенно возросли интенсивность перемен, личная ответственность, иерархическая дистанция между учителем и руководителем. Все вместе это породило тревогу, «заморозило» мотивацию и запустило «ориентировочное поведение». Этот тип поведения подразумевает не наращивание и использование профессионального багажа, а только оценку опасности и поиск точки опоры в новых обстоятельствах. Решение выявленных психологических проблем возможно через формирование навыков саморегуляции, профилактику профессионального выгорания, повышение стрессоустойчивости, обретение новых смыслов и ценностей в работе.
В части использования информационных технологий большинство респондентов признали, что нуждаются в совершенствовании умения работать с мультимедийным оборудованием: интерактивными досками, системами голосования, цифровыми микроскопами и датчиками. Свободное владение этими инструментами позволяет учителю не только разнообразить и визуализировать информацию, но и включать ребенка в совместную деятельность. Для этого он должен свободно владеть ИКТ на уровне, превышающем ученический. Это сложная задача для представителя доцифрового поколения, поскольку современные дети рождаются с гаджетом в руках.
Несомненный интерес представляют позиции, которыми учителя пренебрегли:
    работа с коллекцией цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru;
    конструирование урока с помощью виртуальных образовательных сред (программный комплекс «Хронолайнер», виртуальная лаборатория «Живая математика»);
    работа в сетевых профессиональных сообществах (например, сеть творческих учителей);
    конструирование урока с помощью электронного учебника;
    использование аудиовизуальных средств поддержки обучения.
Работа с детьми с особыми образовательными потребностями была рассмотрена в ходе исследования с двух позиций. Мы попросили педагогических работников сначала оценить свою готовность работать с различными категориями детей, а затем указать, для работы с какой категорией они более всего нуждаются в повышении квалификации. Под готовностью подразумевалось сочетание знаний, опыта и желания. Абсолютное большинство опрошенных хотят работать с одаренными детьми. Одаренными учителя называют мотивированных детей, которые могут и хотят учиться, но необязательно побеждают на предметных олимпиадах. Именно для работы с этой категорией учителя более всего (34,9%) нуждаются в повышении квалификации. Менее всего участники опроса готовы работать с детьми, имеющими серьезные отклонения в поведении. Около трети признали, что нуждаются в дополнительных знаниях и умениях для работы с ними. «Я осознала глубину проблем и посмотрела на них глазами подчиненных, - призналась директор одного из комплексов. - И это очень полезно!»
Для института этот опыт оказался не только полезным - внес кардинальные изменения в формирование модульных программ повышения квалификации для педагогических работников, но и заставил изменить менторскую позицию лектора, на позицию тренера и коуча, которые помогают слушателю пройти индивидуальным профессиональным образовательным маршрутом.

Ольга КРУТОВА, первый проректор МИОО