- В родительском сообществе обсуждается вопрос о введении проверочных работ в четвертом классе, которые считают аналогом ЕГЭ. Ждать ли нам таких нововведений в ближайшем будущем?
- Проверочные работы после 4-го класса были всегда. Я помню, что, когда был школьником, их писал. Они есть сейчас и будут в будущем. Речь идет о том, чтобы в разных регионах в разных школах проводить проверочные работы по одной и той же методологии, чтобы была возможность сравнения, чтобы можно было обращать внимание на те проблемы, которые есть в начальной школе с качеством образования. Для этого вводят новую методику, новое содержание материалов этих проверочных работ. Но это не имеет никакого отношения к итоговой аттестации, к ЕГЭ и не приведет к увеличению нагрузки ни на детей, ни на учителей.
- За что школа может требовать оплату: касается ли это учебников, проведения ремонта? Где граница между обязанностью - тем, что родитель должен, и тем, что родителю положено по закону?
- Все, что необходимо для выполнения Федерального государственного образовательного стандарта, - это не только содержание образовательной программы, не только высокий уровень квалификации педагогов, это еще и соблюдение в школе всех требований, связанных с санитарным контролем, с противопожарной безопасностью, просто с безопасностью, - предоставляют за счет бюджета. Таким образом, все это для родителей, естественно, бесплатно. С другой стороны, мы понимаем, что возможностей бюджета не всегда достаточно, например, в школе старые окна, из них не дует, но если на улице очень холодно, немножко поддувает. Вроде бы все требования выполнены, но хотелось бы эти окна заменить. В этой ситуации школа действительно может предложить родителям поучаствовать в ремонте, но принципиально на добровольной основе. То есть в том, чтобы родители помогали школе, ничего плохого нет, это было всегда и, наверное, будет всегда. Может быть, это даже неплохо, потому что повышает ответственность родителей, во всем мире это так. Но все должно иметь разумные пределы, должно быть обосновано.
- Мы видим, что количество организаций, предоставляющих бесплатные услуги в сфере дополнительного образования, сокращается или услуги переходят из разряда бесплатных в разряд платных. Сократится ли полностью количество услуг дополнительного образования на бесплатной основе?
- Этот вопрос актуален не только для Москвы: я знаю, что во многих регионах родители обеспокоены проблемой доступности бесплатного дополнительного образования. Могу сказать, что никаких оснований для беспокойства здесь нет. Москва, конечно, особый регион, здесь активно происходят процессы объединения не только школ, но и школ и детских садов, школ и организаций дополнительного образования для создания многопрофильных образовательных комплексов или холдингов - их можно называть как угодно. Свое отношение к этому я уже выразил: это можно делать, это обоснованно, но только в том случае, если качество и доступность разных видов образования - не только школьного, общего образования, но и дополнительного образования - при таких объединениях не снижается. Мы видим по результатам статистики: в силу того что в Москве многие учреждения дополнительного образования были включены в состав образовательных комплексов, количество детей, посещающих эти программы, действительно сократилось. Но мы понимаем, что сами-то организации никуда не делись, педагоги никуда не делись, то есть дети по-прежнему ходят в эти кружки, секции, даже если сейчас это не отдельная организация, а часть большого образовательного комплекса. Но здесь крайне важно не перегнуть палку, не бросаться из крайности в крайность, у нас есть задача расширения охвата детей дополнительным образованием, и тут речь идет далеко не только о школьном дополнительном образовании, когда после уроков школа предлагает детям различные секции или кружки. Речь идет о том, чтобы в полном объеме сохранять и специализированные организации дополнительного образования - дворцы творчества, музыкальные школы, спортивные школы. Тем не менее, чтобы гарантировать то, что в каждом регионе останется эта базовая сеть внешкольных организаций дополнительного образования, мы сейчас разрабатываем специальный реестр системообразующих организаций дополнительного образования, которые играют важную роль и могут быть не просто образовательными центрами, но и центрами повышения квалификации педагогов, распространять современные педагогические методики по другим организациям, которые ни в коем случае не должны потерять независимость, не должны быть ни при каких условиях закрыты, они должны обязательно оставаться и развиваться. Таким способом мы обеспечим доступность программ дополнительного образования для детей в каждом регионе, в том числе и в Москве.