Исследование было проведено в 2013 году в Москве, мы опросили 1800 респондентов, в опросе участвовали родители либо опекуны московских школьников, в большей степени в выборку попало подавляющее большинство матерей. На этапе разработки исследования и его реализации мы рассматривали различные субъективные риски, то есть субъективные представления об этих рисках, речь идет не о том, насколько часто родители встречаются с какими-то проблемами, а о том, как они представляют себе эти проблемы. Во-первых, это были системные риски, которые связаны непосредственно с образованием. Системные риски касаются предложения образовательных услуг, родители сами оценивали, насколько удовлетворены той ситуацией, которая есть в школьном образовании. Вторые риски - внутрисемейные, связанные с теми процессами, которые происходят в семье. Внутрисемейные риски касаются спроса на образовательные услуги, тех страхов, которые есть у родителей в связи с недостаточностью их ресурсов, причем речь идет не только о денежных ресурсах, но и об отсутствии возможностей подготовить ребенка достойным образом либо к окончанию школы, либо к сдаче ЕГЭ, либо к дальнейшему поступлению в вуз, который выбирают для себя семьи. Здесь речь идет о нехватке ресурсов и времени, которые нужны для того, чтобы водить ребенка в школу более высокого качества, или для того, чтобы помогать ребенку делать задания. Третьи риски - внешние, они состоят в представлении родителей об опасностях, которые ожидают ребенка вне семьи и вне школы.
Чем в принципе образовательная среда тревожит родителей московских школьников? Родителей беспокоит низкое качество образования - квалификация учителей, подготовка к ГИА и ЕГЭ, но этих опасений немного, недовольство подготовкой к ГИА и ЕГЭ выразили лишь 7% респондентов. Еще одна тревога родителей - это перегрузка школьников, существует устойчивое мнение, что качественное образование - это хорошо, но, с другой стороны, школы сейчас дают все больше знаний, предъявляют все больше требований, в результате этого, считают родители, дети испытывают стресс, что ни к чему хорошему не ведет. 43% опрошенных придерживаются такой точки зрения: лучше ребенок получит чуть меньше знаний, но зато не будет находиться в постоянном стрессе, 40% считают, что в принципе у ребенка должно быть какое-то свободное от учебы время, а не только школа-школа и занятия без перерыва, 37% считают, что завышенные требования к ученикам на самом деле только вредят детям, а пользы не приносят. Родителей беспокоит плохой микроклимат в школе или классе, основную тревогу для них представляет национальный состав классов: 20% говорят, что они не удовлетворены этим параметром в школе обучения их ребенка. Среда, в которой обучается ребенок, беспокоит 16% опрошенных родителей. Здесь мы видим тему, составляющую проблемную зону, в первую очередь это питание, им в той школы, где учится их ребенок, недовольны 14% родителей. Тревожит родителей и недостаток дополнительного образования в школе, около 9% не устраивают те возможности, которые предоставляет школа по дополнительным занятиям, 8% недовольны организацией внеклассных мероприятий.
Сегодня родители убеждены в том, что существует дифференциация школ. Что в первую очередь, как кажется родителям, дифференцирует московские школы? Оборудование и материальная база - те ресурсы, которые есть у школы, чтобы нормально проводить занятия, на втором месте - квалификация учителей: почти 27% родителей считают, что московские школы различаются по тем квалификациям учителей, которые эти школы представляют. По требованиям к ученикам видят разницу между московскими школами 25% опрошенных родителей.
Если мы говорим о системных рисках, которые родители называют одновременно, то можно сказать, что в принципе для каждого третьего родителя этих системных рисков вообще не существует, с другой стороны, есть 13 процентов, которые назвали 3 и более (из 6 названных) рисков, 50% видят 1-2 системных риска для образования своего ребенка.
У внутрисемейных рисков есть два параметра. С одной стороны, это необходимость высоких расходов на образование, что ложится непосредственной нагрузкой на плечи семьи, родителей, у них есть представление о том, что вообще за хорошее образование надо платить, что нельзя сдать ЕГЭ без какой-либо дополнительной подготовки - высокие расходы на образование как риск видит для себя каждый третий родитель, участвовавший в опросе. С другой стороны, это необходимость отказа от работы, от длительности рабочего времени, для того, чтобы помочь ребенку, дать ему хорошее образование, об этом говорили 15% опрошенных, это просто согласие с утверждением о том, что ради хорошего образования ребенка кто-то из семьи должен пожертвовать в первую очередь своей занятостью и заработком. Высокая концентрация внутрисемейных рисков существует в представлении почти 10% родителей московских школьников, 30%, так или иначе, выбирали либо один, либо другой вариант, связанный с внутрисемейными рисками, основная масса опрошенных не видит для себя внутрисемейных рисков.
Каковы внешние риски, что угрожают ребенку за пределами школы и дома, что могут встретиться ребенку, например, по пути в школу, на улице, каковы реальные угрозы жизни и здоровью ребенка, по мнению респондентов? В первую очередь угрозы своим детям родители видят в правонарушителях различного рода: почти 52% родителей считают реальной угрозой для детей маньяков и педофилов, вторая большая проблема для них - лихачи на дорогах, на третьем месте - наркоманы. Хотя бы один из этих перечисленных пунктов выбрали почти 83% родителей, хотя какую-то угрозу большинство видит для своих детей на улицах.
30% родителей по своим представлениям находятся в зоне высокой концентрации внешних рисков, совсем не видят никаких внешних рисков и спокойно отпускают своих детей в школы 17%. 53%, видимо, так или иначе, испытывают какие-то опасения при отправлении своего ребенка в школу.
Надо отметить, что все три типа рисков зафиксированы одновременно у четверти родителей Москвы. Самая большая доля заключается в комбинации представлений о внешних и системных рисках, с одной стороны, страшно ребенка пускать одного в школу, с другой стороны, и в самой школе есть проблемы. Комбинацию внешних и внутрисемейных рисков имеют около 10% опрошенных. 15% родителей имеют представление только о внешних рисках, только о семейных рисках говорили 2% респондентов, только о системных рисках - 8%, о комбинации внутрисемейных и системных рисков - 2%.
В принципе можно говорить о том, что жизнь родителей не настолько безоблачна, как хотелось бы. В принципе 56% не обладают в своих умах рисками высокой степени выраженности, оставшиеся 44% достаточно встревоженны и представляют образовательную среду своего ребенка достаточно враждебной по нескольким параметрам, представлением о рисках только высокой концентрации обладают 7% родителей московских школьников.
Самыми распространенными все-таки оказываются представления о внешних рисках - об этом говорят 30% родителей. Внутрисемейные риски для родителей московских школьников наименее распространенны по субъективным оценкам - в целом это 9%. Немалое число системных рисков характерно для 13% родителей школьников, здесь самая большая проблема - неудовлетворенность микроклиматом в школе и классе, при этом все-таки надо обращать внимание на то, что не только микроклимат, но и качество образования требует каких-то корректировок в сознании родителей.
То, что 56% родителей не видят серьезных поводов для опасений, спокойно относятся ко всему, хорошо, но то, что 44% родителей постоянно находятся в определенном стрессе, не важно по какому поводу, значит, что тревоги ложатся ответственным грузом на плечи этих родителей, что потом может влиять как на образовательные стратегии, так и на другие решения в области школьного образования.