Исследовательскими программами разных тематических групп руководят ученые, работающие в ведущих университетах и исследовательских институтах и имеющие многолетнюю практику педагогической работы и организации полевых практик со школьниками. Это определяет высокое качество выполняемых учащимися работ и освоение ими современных исследовательских методик, что позволяет им в дальнейшем поступать в ведущие университеты и вести научную работу начиная с первого курса.
Большое значение при организации экспедиций имеет сотрудничество с организациями различной ведомственной подчиненности - библиотеками, научными учреждениями. Особо важно сотрудничество с заповедниками и национальными парками, которые своей главной задачей считают  организацию эколого-просветительской работы, прежде всего с детьми и молодежью. Сотрудничество имеет важное значение для пополнения летописи природы и  сбора учетных данных, которые посильны для школьников, собранные данные пополняют научный фонд особо охраняемых территорий.
 Экспедиция «Байкал-2015» в этом году прошла с 10 июля по 2 августа 2015 года на территории Республики Бурятия и Иркутской области. В экспедиции приняли участие более 200 человек -   учащиеся лицея (7-11-е классы), выпускники, учителя, приглашенные специалисты, разделенные на 7 тематических групп. Финальные мероприятия экспедиции прошли в конце июля в Чевыркуйском заливе озера Байкал, где состоялась итоговая конференция.
На пленарном заседании с докладом «25 лет экспедиций школьников ДГ-лицея» выступили научный руководитель лицея №1553 им. В.И.Вернадского Александр Леонтович, заведующий кафедрой  психологической антропологии МПГУ Алексей Обухов, заведующий  лабораторией микробиологии института РАН им. С.Н.Виноградского Александр Саввичев. О «Забайкалье - жемчужине Сибири» участникам заседания говорили  руководитель отдела науки национального парка «Заповедное Подлеморье» Андрей Разуваев и старший научный сотрудник национального парка «Заповедное Подлеморье» Наталья Лужкова.
 Обзор работы группы «Геология» (руководитель - Елена Гурвич) сделала Мария Щеклина. Эта группа в составе 26 учащихся и 8 взрослых работала по четырем тематическим направлениям в бухте Ая и в урочище Улан-Хушин на острове Ольхон.  Первое направление - изучение магматических и метаморфических пород и минералов, гранитов и пегматитов Аинского комплекса, в бухте Ая и на горе Ая. Эти же пегматиты члены группы изучали в заброшенном карьере на мысе Улан-Нур. В обоих случаях пегматиты содержали зеленую разновидность калиевого полевого шпата микроклина - амазонит. Окраска амазонитов разнообразна - от темно-зеленого с синим оттенком до желто-зеленого и серовато-зеленого - в кристаллах распределяется неравномерно. На мысе Хобой на острове Ольхон ребята и взрослые знакомились с высокометаморфизованными породами - гранулитами. Породы содержат гранаты от 15 до 50%, они были  представлены розово-фиолетовым и оранжевыми видами, предположительно альмандином и спессарти. Второе направление работы группы - изучение озер Тажеранской степи. Члены группы обследовали озера Намши-Нур и Безымянное у Красной горки, где взяли пробы воды с поверхности и на глубине, пробы осадка и колонки грунта (50-70 см) для изучения многолетних осадков, планктонные пробы. Для воды были определены рН, электропроводность, плотность, цветность, вода высокощелочная  (8.5-9.2), из катионов преобладает магний, а среди анионной части - бикарбонат, карбонат и сульфат. В южной части Намши-Нур были сделаны с помощью эхолота GPS-профили, которые позволят построить форму этой части котловины. Озеро Цаган-Тырм, вопреки литературным данным, не имеет водной массы, черный ил покрыт коркой серых солей с наростами белых, желтых и оранжевых. Группа собрала образцы ила, солей и колонка керна. Интересным было и третье направление работы - изучение гейзеритов. В четвертичное время в Тажеранской степи существовали горячие источники, оставившие гейзерит - кремнисто-железистую породу, потом они сменились холодными, отложившими карбонатный травертин. Группа отобрала для изучения  образцы гейзеритов и травертинов Красной горки. Наконец, четвертым направлением деятельности группы стало изучение развеваемых песков. На западном побережье Ольхона  в некоторых бухтах распространены развеваемые пески, ранее  они были собраны в крупные дюны,  но вырубка лесов привела к тому, что дюны стали развеиваться ветром с образованием дефляционных коридоров, котловин, формированием останцов и новых мелких дюн. Члены группы сделали 4 профиля через коридоры и котловины выдувания, измерили останцы, провели гранулометрический анализ песков пляжа Байкала и вершины дюны, провели работу по изучению зарастания развеваемых песков - 4 площадки с подсчетом экземпляров каждого вида и покрытия грунта. В Москве будет закончено изучение проб песка - минерального состава, степени и вида окатанности песчаных зерен, определение видов растений.
Евгения Старостина, Яна Иванова, Анастасия Немцова, Вероника Ерофеева рассказали об «Особенностях этнического и родового самосознания жителей улуса Мыла Закаменского района Республики Бурятия».
О маршруте группы «География» (руководитель - Алексей Куренщиков)  рассказали   Варвара Бабошина и Максим Пименов. В составе группы  были 20 учащихся, учителя и выпускники лицея. Они  прошли  по пеше-горному маршруту, состоявшему из двух частей. Целью первого маршрута было исследование туристских возможностей верховьев реки Алла и перевалов через Баргузинский хребет в верховьях рек, впадающих в озеро Байкал. Вторая половина похода - горно-таежное путешествие по долине реки Нестерихи с восхождением на вершину 2505 и  последующим выходом на тропу «Путь к чистому Байкалу». Общая протяженность маршрута составила 185 км, прохождение маршрута заняло 14 дней, из них 10 дней - походы по таежной части, 4 дня - восхождения в альпийской зоне. Поход проходил по малопосещаемому району, без троп, в зоне произрастания кедрового стланика, что представляло сложность для передвижения, но позволило посетить трудноступные районы  в альпийской зоне с характерными формами альпийского рельефа - цирками, моренами, озерами, острыми гребнями.  В походе было выяснено, что простое пересечение Баргузинского хребта с выходом на притоки, стекающие к Байкалу, невозможно, его можно рекомендовать только для походов не ниже IV категории сложности.  Группа совершила восхождение на одну из высочайших вершин района, произвела исследования по измерению выносливости в условиях похода и влиянию различных природных сложностей на субъективную оценку сложности  и протяженности проходимых участков.
 После окончания пленарного заседания работали секции, причем в  каждой доклады лицеистов оценивали комиссии экспертов, в которые входили ученые, педагоги. Это сделано, потому что доклады ребят были серьезными научными исследованиями, специалисты так их и оценивали -  без скидок на молодость докладчиков.
В первой секции прозвучали доклады «Современный шаманизм в улусе Мыла Закаменского района Республики Бурятия» (Олег Пустогачев,  Владимир Журов,  Мария Гринберг), «Динамика выносливости туристов во время пеше-горного похода» (Полина Шрам,  Любовь Шинкарук), «Описание маршрута водного сплава на катамаранах группы «Химия» по реке Турка» (Александр Бахтин, Николай Бут),  «Амазонит» (Ульяна Байгушева), «Приметы села Адамово» (Ксения Скопина, Татьяна Каштанова), «Мифология и фольклор в Верхоленском районе по материалам публикаций начала ХХ века и экспедиции» (Марина Батылина, Василий Чернышев, Александра Федорова, Фарид Ализаде),  «История города Верхоленска по материалам Государственного архива Иркутской области» (Александр Головков, Елизавета Бунина, Борис Алексеев, Мария Лукьянова), «Промысловая деятельность жителей села Адамово» (Борис Грызунов,  Тимофей Воронов,  Михаил Хасин), «Мифологические представления жителей села Адамово: русалка, леший» (Софья  Ашихмина,  Александра Мамакова),   «Традиционные праздники села Адамово» (Елизавета Марченко, Ульяна  Курьянова), «Буддизм в улусе Мыла Закаменского района Республики Бурятия» (Арина Панкова, Мария Шопина).
В  секции №2 результаты исследований были не менее интересными: «Современная практика общения с духами в улусе Мыла Закаменского района Республики Бурятия» (Полина Кандаурова,  Аделя Хисматуллина, Надежда  Зезина,  Анастасия Четвертакова, Лев  Вайнштейн),  «Развеваемые пески урочищ Улан-Хушин и Песчаная» (Виктория Попова),  «История и современное состояние храмов Верхоленска. Результаты работы группы «История. Реставрация» в Верхоленске» (Мария Каменская, Екатерина Очкасова, Анастасия Савенко, Елизавета Бунина,  Леонид Глембоцкий, Михаил Мамедов, Мария Медведева),  «Гранаты» (Варвара Григорьева),  «Церковная жизнь села Адамово» (Устинья Полякова,  Ксения  Печерская),  «Народная медицина села Адамово» (Ксения Маслова),  «Мир детства в улусе Мыла Закаменского района Республики Бурятия: освещение некоторых аспектов отношений детей и взрослых» (Анна Афанасьева, Софья Ларкина,  Мария  Таубинская, Дарья Беляева, Мария Фоменко), «Сравнение ионного состава воды притоков и воды реки Турка» (Александра Попова, Мария  Фоменко), «Измерение прозрачности воды озера Байкал с помощью диска Сейки» (Максим Бернард), «Система организации информационно-технического обеспечения группы «Деревня» (Яков Альтшулер).
На третьей секции комиссия экспертов оценивала работы «Сравнение объективных особенностей и субъективного восприятия маршрута» (Тимофей Кузнецов),  «История открытия клещевого энцефалита экспедицией Л.Зильбера» (Никита Медведев), «Современное состояние проблемы энцефалита» (Елизавета Коршикова), «Опыт использования парусного катамарана в исследовательской экспедиции на озере Байкал» (Илья Петровичев), «Соленые озера Тажиранской степи» (Ольга Хасина), «Бытование представлений о переселении души у жителей улуса Мыла Закаменского района Республики Бурятия» (Алена Тюлина, Анастасия Смирнова), «Отдельные страницы истории Верхоленска конца XIX - начала ХХ века по материалам Государственного архива Иркутской области» (Дмитрий Харьков, Николай  Ким,  Павел Точиловский, Мария Лукьянова), «Освещение событий Первой мировой войны в изданиях иркутской периодической печати 1910-х годов» (Кристина Кербер,  Серафима Косоплечева),  «Современная история Верхоленска» (Дарья Бублис, Елизавета Никольская, Мария  Чумакова, Екатерина Ильюта),  «Основные вехи истории села Адамово» (Елизавета Якубович, Дарья Щепочкина),  «Мифологические представления жителей села Адамово: домовой, колдун» (Анастасия Новожилова).
Для участников конференции были продемонстрированы созданные в процессе экспедиции фильмы «Перерождение» режиссера  Ирины Гришиной, «Любовь и смерть» группы «География», фотовыставка «Улус Мыла глазами москвичей».
Наибольший интерес, конечно, представляли отчеты о работе групп.
В группу «История и реставрация» (руководитель - Тимофей Пискунов) входили  32 школьника, 4 педагога лицея и 3 выпускника прошлых лет, которые работали в Иркутске и селе  Верхоленск Качугского района Иркутской области. В Иркутске работа шла в архиве, научной библиотеке, библиотеке краеведческого музея, где   исследователи занимались изучением документов, литературы и периодической печати, связанной с историей Иркутского края (бывшей Иркутской губернии и современной Иркутской области) и  села Верхоленск. В архиве учащиеся  разного возраста работали парами, собирали  исторический материал, необходимый для второго этапа экспедиции в селе Верхоленск. Программа пребывания в Иркутске включала помимо рабочей части экскурсионную программу, учащиеся ознакомились с основными культурно-историческими достопримечательностями города. Во второй части экспедиции группа расположилась палаточным лагерем в черте села рядом с Воскресенским собором, который и стал главным объектом исследовательской и реставрационной работы, целями этой работы  стало    изучение истории села Верхоленск и Верхоленского куста деревень путем опроса  жителей, сравнение полученной от них информации с данными, собранными в архиве и библиотеках Иркутска,  консервационные работы в соборе.  Основными результатами работы группы стали собранные  материалы по истории Верхоленска, Верхоленского куста деревень и Воскресенского собора, особенно интересными оказались фольклорные материалы. Ребята и взрослые расчистили территорию вокруг собора, построили забор, очистили от мусора внутренние помещения собора, заколотили окна, разобрали пол надстроенного в советское время для размещения сельской библиотеки второго этажа.
Группа «Деревня» (руководитель - Валерий Пазынин)  объединила  24 учащихся, 2 выпускников и 6 преподавателей и разместилась в  селе Адамово Баргузинского района в здании средней школы. Ребята и взрослые собирали фольклорно-этнографический материал и создавали электронную энциклопедию села, которую теперь смогут использовать фольклористы, краеведы и все те, кто  интересуется  историей, культурой и традициями населения сибирских деревень. В ходе работы был  проведен опрос жителей по устной истории, топонимике, календарным и семейным праздникам, духовной жизни, мифологическим представлениям, традиционным промыслам, диалектологии. Интервью записывали на цифровые носители, снабжали тематической описью и помещали в электронный архив. Архив пополняли различными фото- и видеоматериалами: были отсняты на цифровые камеры различные предметы быта села, записаны песни и частушки в исполнении нескольких жителей, на  основе собранного материала были написаны более 100 статей энциклопедии села Адамово, которые разместят в  Интернете,  пополнять энциклопедию  смогут как участники экспедиции, так и заинтересованные жители села, и все желающие. Для этого члены группы устроили презентацию энциклопедии в селе, во время  которой жителей ознакомили с результатами работы исследовательской группы, а также объяснили основные принципы работы с энциклопедией. Члены группы продемонстрировали владение ИКТ: энциклопедию села, пополняемую в многопользовательском режиме,  они разрабатывали на одном из компьютеров с использованием http севера Apache и движка Dokowiki. На основе технологии OpenStreetMap (бесплатный свободно пополняемый картографический интернет-ресурс) и с использованием программы  OSMAnd, установленной на смартфоне Android, была создана карта села с указанием всех жилых и общественных зданий, номеров домов и ключевых объектов инфраструктуры.   
В отдаленном селении Закаменского района Бурятии - улусе Мыла, в котором проживают несколько родов бурят и хамниганы (эвенки), 14  дней работала группа социокультурной психологии и антропологии (руководитель -  Алексей Обухов). Основной целью исследований стало выявление современного состояния традиционной культуры в улусе Мыла, ее духовной, социальной и психологической составляющих.
Члены группы изучали этническую идентичность и родовую память закаменских бурят и хамниган; их обиходную, игровую и бытовую культуру; обрядовое сопровождение жизненного пути человека в традиционной культуре бурят и хамниган; их сакральную географию и народную веру (шаманизм и буддизм).  За время экспедиции группе  удалось зафиксировать большой объем уникальных материалов (фото, видео, аудио), отражающих современное состояние традиционной культуры закаменских бурят и хамниган, множество обрядов, проведенных шаманами и старейшинами (обряд принятия духами места, обряд очищения, обряд снятия порчи, обряд лечения, обряд снятия бесплодия, обряды почитания родовых духов, обряды кормления духов места, обряд на вызывание дождя, обряды на открытие дороги). Особенно богатой оказалась тема мира детства и детской мифологии, многообразной по нарративам оказалась тема о переселении души, способах выяснения, чья душа продолжает свое существование в ребенке. Традиционной для группы стала тема этнического и родового самосознания жителей улуса, где этнокультурные и родовые связи между бурятами и хамниганами во многом смешаны. Участники группы приняли участие в сухарбане, где выступили с песнями и исполнили традиционный бурятский танец ёохр, съездили на несколько заимок, посетили родовые обо, субурганы, аршаны и много других значимых мест в окрестностях улуса Мыла.
В Мылинской школе А.Обухов и И.Конрад провели семинар по исследовательскому обучению для учителей школ Закаменского района. Участникам семинара были подарены номера журнала «Исследователь/Researcher», издания библиотеки журнала, учебники, написанные сотрудниками кафедры психологической антропологии МПГУ. На основе материалов экспедиции создан фильм в жанре визуальной антропологии «Переселение», подготовлена фотовыставка из более 200 фотографий участников группы, написаны 6 докладов к итоговой конференции.
27 участников группы биогеохимии (руководитель -  Александр Саввичев)  - 20 лицеистов и 7 взрослых - в экспедиции передвигались на 6 катамаранах. Маршрут начался в бухте Фролиха, куда группа прибыла на катере из Нижнеангарска, а далее проходил  вдоль  восточного берега озера Байкал от мыса к мысу с максимальным удалением от берега не более 300 м: бухта Ая - пески Турали - пос. Давша - кордон Сосновка - пески Б.Чевыркуя. Исследовательская работа  шла на горячих источниках Хакусы и Давша, где члены группы  определили химический состав воды, отобрали образцы для определения газового состава вод источников. Химический состав слабощелочной воды (концентрации хлорида, сульфата, карбоната и растворенного кислорода) был определен  с помощью стандартных Merck-наборов.
В рамках маршрута были осуществлены два радиальных выхода в горы. Первый из них прошел по экологической тропе на озере Фролиха с отбором образцов эпифитных лишайников, второй - по экологической тропе Баргузинского заповедника, по реке Шумилиха, до предгорного цирка и ведущей вершины 2140 м, тут были отобраны образцы лишайников Usnealongissimus и Alektoriasp для определения химического состава воздушного аэрозоля склоновой долины Баргузинского хребта, образцы мхов для  определения их микроэлементного состава. Ребята и взрослые определили прозрачность воды озера Байкал на всем протяжении маршрута с помощью диска Секки. Прозрачность воды озера в момент проведения исследования составляла 6-7 м, по литературным данным, для этого сезона средняя величина прозрачности составляет 8-9 м, таким образом, полученные результаты указывают на высокую активность цветения фитопланктона в момент проведения исследований.
В группе химии (руководитель - Ирина Мещанинова) среди 16 учащихся 5 руководителей были специалисты, имеющие опыт спортивных водных сплавов, учитель химии, ученый-генетик. В рамках экспедиции группа осуществила сплав по реке Турка от точки выше реки Ямбуй (25 км) до поселка Турка (около 170 км). Сплав осуществляли на четырех 4-6-местных катамаранах. Целью группы было изучение природы Забайкалья, знакомство с растениями, геологическими особенностями, ландшафтами по ходу маршрута, а также освоение навыков жизни в условиях дикой природы.  В ходе реализации научной программы  были проведены полевые исследования ионного состава воды по определению кислотности, жесткости и различных катионов и анионов, электропроводности с учетом химического состава пород, образующих русло и берега. Пробы отбирали в верхнем и нижнем течении реки Турка, а также из нескольких притоков.
В результате работы было установлено, что вода притоков реки Турка обладает низким уровнем электропроводности (0.1-0.2 МкрСм/см2), что соответствует литературным данным о силикатном составе горных пород бассейна реки Турка. Группа подобрала концентрации трилона-Б для титрования и определения общей жесткости, выяснила, что показатели общей жесткости воды не превышают 2 млМоль/л, сульфат-анионы обнаружены не были, а в результате  было определено, что концентрация анионов в 3 раза меньше концентрации катионов.
Экспедиция закончилась, но теперь начнется новый этап работы, так как  лицеисты привезли в Москву богатый материал для исследований. Их учеба теперь станет другой, ведь за сухими химическими формулами, географическими и геологическими данными,  историческими фактами и датами они будут видеть реальную природу Забайкалья, жизнь  обитателей местных поселков и сел, использовать свои навыки работы в библиотеках и архивах. Лето для лицеистов не прошло даром, оно стало важным и серьезным периодом   подготовки к учебе. Сейчас уже можно сказать, что  такие экспедиции нужны  для формирования менталитета учащихся и учителей как граждан России, их установки на развитие культурного и экономического потенциала нашей страны, желания жить и работать на благо Отечества. Отношения в коллективе, складывающиеся в процессе экспедиции, потом становятся для школьников значимым мотивационным основанием стабильной учебы в течение учебного года.