- Идея создания кадетских классов, а в дальнейшем и кадетской школы появилась у меня довольно давно, - рассказывает Григорий Борщаговский. - Как бы ни ругали пионерскую и комсомольскую организации, но они сплачивали школьников, проводили интересные мероприятия, приучали детей к самостоятельности и умению отвечать за свои поступки. Конечно, формализма и заорганизованности тоже хватало, но хорошего было больше... Начал я изучать литературу о кадетском движении, переписывался с организаторами подобных классов и школ в других городах. Многое мы переняли у средней школы №70 Пензы, где сумели создать классы кадетов с первого по одиннадцатый для дальнейшего обучения в учебных заведениях МЧС.

После обсуждения с педагогическим коллективом, родителями и учениками директор решил ввести кадетское направление работы. Проблем оказалось с лихвой. Специально для разработки оригинальных учебных программ была создана экспертная комиссия.

Принимать школьников в кадетские классы решили только в добровольном порядке, с согласия родителей. Причем учиться военному делу могли и юноши, и девушки. Кстати, вокруг обучения девчушек сначала разгорелись нешуточные споры. Но в конце концов остановились на том, чтобы ввести для них определенный уровень подготовки и несколько иные требования. Сыграл свою роль веский аргумент: армия сегодня испытывает определенную нужду в женщинах-военнослужащих. Разрабатывая учебную программу, прислушались и к мнению врачей, убедивших в необходимости более активной физической подготовки.

Теперь в кадетских классах учатся более 150 школьников пятых-одиннадцатых классов, изучающих факультативно целый цикл военных дисциплин. В учебную программу входят история Российской армии, Пограничных войск, православия, по три часа физкультуры в день, рукопашный бой, военно-инженерная и строевая подготовка, топография.

- Считаю, что современная молодежь кроме всего прочего должна уметь танцевать. Поэтому мы ввели в учебную программу для кадетов уроки хореографии, - продолжает директор школы. - Если мы хотим получить всесторонне развитую личность, почему не давать им историю православия? Наша задача - воспитать у ребят чувство ответственности перед родителями и перед Отечеством. Не принципиально: станет ли наш выпускник военным или посвятит себя служению обществу на другом поприще. В любом случае государству нужны граждане организованные, воспитанные, в том числе с нравственной точки зрения.

По кадетской программе ребята живут второй год. И уже появились неплохие результаты. Прежде всего удалось добиться стопроцентной посещаемости. Ни один кадет не стоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Нет и проблем в выполнении любых задач, будь то уборка класса или территории. Всем процессом жизнеобеспечения руководят старшие кадеты, освобождая учителей и классных руководителей от рутинных, мелочных вопросов, давая им возможность сосредоточиться на воспитании и учебном процессе.

Каждое утро во двор школы стекаются ученики в кадетской форме. Опаздывать не принято. В 7.00 общее построение, утренний осмотр, зарядка, которые проводят старшие кадеты, и в 8.30 - начало занятий. Еженедельно все участвуют в общих совещаниях, проводится своего рода «разбор полетов». Порой старшие весьма неуютно чувствуют себя перед младшими кадетами за упущения и огрехи в поведении и учебе. А младшие привыкли брать пример со старших. Таким образом ребятам прививают честь и достоинство, ответственность друг перед другом.

Отличием кадетов служит единая форма, которая дисциплинирует всех. «Если вначале многие не понимали значения и необходимости формы, то сейчас ребят не узнать», - рассказывает преподаватель начальной военной подготовки капитан 3 ранга запаса Георгий Ошкин.

Форма дисциплинирует, повышает ответственность ребят. Например, самое страшное наказание за проступки для них - снятие погон. Реагируют на эту меру кадеты очень остро и не успокаиваются, пока не возвращают себе право носить погоны.

Есть в ношении формы и еще одна сторона - социальная. Форма уравнивает ребят из семей с разным достатком. Никто не появится в «прикиде», свидетельствующем о явном социальном, имущественном превосходстве своей семьи. Ребятам остается соперничать в учебе и дисциплине.

С момента образования кадетских классов педагогический коллектив школы поставил перед собой задачу довести подготовку учеников до такого уровня, чтобы каждый выпускник мог поступить в суворовское военное училище или какой-либо из вузов.

В школе впечатляет порядок. Чувствуется, что здесь не только убирают, но и не мусорят, не пачкают обувью стены. На стендах информация: заветы и честь кадетов, кодексы поведения и взаимоотношений, не забыта история школы. Есть и плакат о правилах поступления в Хабаровский военный институт ФСБ РФ. Между школой и вузом заключен договор, согласно которому практикуются выезды учащихся на пограничные заставы, ознакомление с ритуалами заступления в наряд и несением службы на границе.

Школа носит имя адмирала Федора Ушакова. В свое время флотоводец также заканчивал кадетский корпус. К нему воспитывается особое уважение за вклад в защиту интересов России. В день рождения адмирала и памятные дни кадеты несут вахту у портрета Ушакова.

А еще в школе поощряется труд. Не так давно кадеты приводили в порядок городской парк культуры и отдыха. Директор парка был удивлен, узнав, какой объем работы выполнили ребята. Они вывезли более ста мешков мусора. В качестве вознаграждения ребятам предоставили возможность посетить аттракционы и побывать на концертах.

Кадетский уклад жизни ребят, система их воспитания позволяют растить достойных людей.