Ребята увлеченно дорабатывали свои программы и робототехнические устройства, составляли тезисы, готовили презентации, плакаты и выезжали на финальные мероприятия всероссийского и городского уровней.
Среди наиболее значимых достижений - успех лицеистов на всероссийских конкурсах «Шаг в будущее», «Чтения им. В.И.Вернадского» и «НТТМ-2015», в финале городских конкурсов исследовательских и проектных работ, а также в городском фестивале «Образование. Наука. Производство».

Лучшие ученические проекты года
Владимир Юбко (ученик 11-го класса лицея №1537, научный руководитель - М.Минченко) разработал программную систему, позволяющую производить автоматизированные расчеты для химического производства диаммоний и моноаммоний фосфатов - веществ, активно используемых в качестве пищевых добавок, из природного апатита, серной кислоты и гидроксида аммония. Программа, реализуя алгоритм расчета масс и объемов веществ при химическом производстве, основывающийся на законах сохранения масс и постоянства состава вещества, позволяет автоматизировать соответствующие технологические расчеты как важнейшую стадию планирования химического производства. Разработка позволит сократить временные и материальные затраты в этой сфере, более эффективно контролировать уровень прибыли и расходов, а также объемы затрачиваемых и получаемых в результате производства химических веществ за определенный период времени. Кроме того, эта программа облегчит поиск способа утилизации или переработки отходов химического производства.
В конце марта 2015 года семеро лицеистов - Андрей Бойко (10-й кл.), Андрей Буткевич (11-й кл.), Дмитрий Левен (11-й кл.), Андрей Опарышев (10-й кл.), Ярослав Резниченко (9-й кл.), Дмитрий Самсоненко (11-й кл.) и Владимир Юбко (11 кл.) - после непростого предварительного отбора были приглашены к участию в финальных мероприятиях Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее». В этом крупнейшем научном соревновании школьников, на котором собрались юные исследователи из 240 городов и сел сорока трех регионов России, ребята в очередной раз доказали высокий уровень выполняемых в лицее №1537 информационно-технологических проектов: работы Д.Левена и А.Опарышева получили наивысшую оценку Экспертного совета и были отмечены дипломами «За лучшую работу в области информационно-кибернетических систем и технологий», а их авторы награждены одной из высших наград форума - Малой научной медалью программы «Шаг в будущее». Призерами форума стали также А.Буткевич и Д.Самсоненко.

Лучшие ученические проекты года
Ярослав Резниченко (ученик 9-го класса лицея №1537, научные руководители - М.Минченко, А.Верамьев) создал программно-аппаратный комплекс в форме робототехнической системы, эффективно поддерживающей поступление объектов на склад, учет хранимых объектов и выдачу объектов со склада по задаваемым пользователем параметрам. Созданная модель автоматизированного терминала хранения представляет собой робототехнический комплекс, состоящий из двух частей: роботизированного склада, осуществляющего автоматические действия над поступающими и хранимыми объектами, и управляющий вычислительный центр на базе персонального компьютера, обеспечивающий пользовательский интерфейс и отображение на экране состояния системы в режиме реального времени. Между этими частями обеспечена устойчивая беспроводная связь. Управляющий центр обеспечивает: получение и обработку информации от сенсоров роботизированного склада о поступивших объектах; идентификацию объектов с помощью реализованной функции машинного зрения, отнесение их к одной из категорий; управление подвижным манипулятором; «заказ» на любые из хранимых объектов (после чего они будут автоматически помещены в выходной накопитель). Реализованная робототехническая модель интеллектуальной системы складирования полностью автоматическая и независимая по отношению к разнообразию поступающих объектов, обладает такими преимуществами, как эффективность работы за счет автономности и гибкости и удобство контроля и управления за счет наличия программного пользовательского интерфейса.
Представленные лицеистами работы были рекомендованы Экспертным советом к публикации в сборнике лучших работ молодых исследователей Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее».

Лучшие ученические проекты года
Дмитрий Самсоненко (ученик 11-го класса лицея №1537, научный руководитель - М.Минченко) выполнил программную разработку автоматизированной системы, реализующей методику экстренного перераспределения электроэнергии для подпитки участка электрической сети населенного пункта с учетом особенностей его пространственного расположения, а также специфики функционального использования. Эта автоматизированная система позволяет рассчитать актуальный план перевода нагрузки для участка сети с учетом всех критичных характеристик и тем самым свести к минимуму вероятность возникновения каскадной техногенной аварии, снизив урон, наносимый при незапланированном отключении какого-либо электропотребителя. Результатом практического использования разработанной системы будет представленная в наглядном виде информация, позволяющая существенно сэкономить время и избежать ошибок при необходимости экстренной разгрузки участка электросети, что существенно улучшит работу диспетчерской службы, снизит ущерб в производственной и бытовой сфере при возникновении сбоев в работе электросети.
По итогам прошедшего в середине апреля еще одного сложнейшего «Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского» (участники из 71 региона России прошли два отборочных этапа на строгое соответствие критериям исследовательских работ по соответствующей тематике) Д.Самсоненко награжден дипломом лауреата, А.Буткевич, И.Гришкевич, Д.Левен, А.Опарышев и Я.Резниченко - дипломами первой степени. Кроме того, представленные лицеистами исследовательские работы были отмечены специальными грамотами в номинациях «Лучший стенд», «Лучшее представление работы», «Лучшая работа по мнению комиссии учащихся».

Лучшие ученические проекты года
Иван Гришкевич и Андрей Опарышев (ученики 10-го класса лицея №1537, научные руководители - М.Минченко, А.Верамьев) разработали мультиагентную робототехническую систему, представляющую собой программно-аппаратную реализацию принципов искусственного интеллекта - систему робототехнических устройств, взаимодействующих между собой как интеллектуальные агенты и обеспечивающих в результате этого взаимодействия решение поставленной проблемы в заданных пространственных условиях. С точки зрения практического применения разработанный проект можно рассматривать как модель реальной робототехнической системы, которая найдет прикладное использование прежде всего в областях, связанных с риском для жизни и здоровья человека. При техногенных и природных катастрофах предлагаемые мультиагентные робототехнические системы могут оказаться незаменимыми помощниками для проведения инспекций и исследования труднодоступных помещений (например, в условиях задымления), наблюдений за различными объектами, построения карты химического загрязнения и других трудоемких пространственных задач.
Кульминацией участия в череде городских научно-практических конференций и конкурсов текущего учебного года стало приглашение в конце апреля семерых лицеистов на городской финал: по итогам участия в городских конкурсах исследовательских работ за лучшие проекты учебного года дипломами финалистов Центра педагогического мастерства награждены Андрей Буткевич, Иван Гришкевич, Иван Дейкин, Дмитрий Левен, Андрей Опарышев, Дмитрий Самсоненко и Владимир Юбко. В заключительном этапе городских конкурсов исследовательских и проектных работ победу одержали В.Юбко (диплом I степени) и Д.Левен (диплом II степени).
Лучшие ученические проекты года
Дмитрий Левен (ученик 11-го класса лицея №1537, научный руководитель - М.Минченко) реализовал собственную концепцию программного проектирования, позволяющую применить генетическое и метагенетическое программирование для построения многоагентных интеллектуальных систем. С опорой на эволюционное моделирование и основанный на логической парадигме метаязык эволюционные алгоритмы применяют к интеллектуальной системе, состоящей из агентов-акторов, каждый из которых - процесс, выполняющий программу, полученную генетическим наследованием от базового алгоритма (агента-родителя). Эта разработка может быть использована для создания эффективных сверхмасштабных распределенных асинхронных интеллектуальных систем. Подобные системы могут найти практическое применение при решении широкого класса таких задач, как оптимизация, моделирование адаптивного поведения, а также исследование эволюционных процессов в различных технических и социальных системах, которые в силу своей специфики склонны к самоорганизации.
В финале еще одного «рейтингового» мероприятия - городского фестиваля научно-технического творчества «Образование. Наука. Производство» - со своими робототехническими проектами успешно выступили десятиклассники И.Гришкевич и А.Опарышев (диплом за лучшую работу), Екатерина Осипова (призер), семиклассники Максим Савкин и Андрей Сахар.
Ну и главным финальным аккордом конкурсного сезона текущего года, безусловно, стало блестящее выступление на Всероссийской выставке научно-технического творчества. В составе делегации лицея №1537 выступили Андрей Буткевич, Иван Гришкевич, Дмитрий Левен, Андрей Опарышев, Ярослав Резниченко, Максим Савкин, Дмитрий Самсоненко, Андрей Сахар, Николай Шаталов, Владимир Юбко. Лицеисты наравне со студентами и аспирантами вузов со всей России на высоком уровне представили свои разработки в области информационных систем, компьютерного моделирования, робототехники, ресурсосбережения и организации общественно-экономических процессов. Представленные лицеистами научно-технические проекты и лицей были отмечены дипломами Министерства образования и науки РФ. Решением Экспертного совета выставки Д.Левен награжден дипломом победителя, А.Опарышев и В.Юбко - дипломами призеров.

Лучшие ученические проекты года
Андрей Буткевич (ученик 11-го класса лицея №1537, научный руководитель - М.Минченко) реализовал и апробировал методику, обеспечивающую оценку вариантов оказания логистических услуг по закупке и доставке молока из регионов-производителей с осуществлением выбора наиболее рационального варианта на основе ранжирования себестоимостей с учетом регионально обусловленных факторов. Новизна работы заключается в отказе от использования в расчетах усредненного коэффициента транспортных расходов и практической реализации принципа точного определения величины транспортных затрат с учетом значений конкретных экзогенных переменных по каждому региону-производителю. Для эффективного применения предлагаемой методики автор предложил программную реализацию выбора наиболее выгодного варианта оказания логистических услуг по закупке и доставке молока коммерческой фирмой. Выполненная разработка была апробирована на примере партнеров ОАО «Вимм-Билль-Данн». Практическое применение выполненной разработки позволит повысить эффективность работы отечественных логистических компаний в сфере доставки молока, упростив времязатратный процесс их деятельности.
Всем ребятам хочется пожелать сохранения такого же заряда творческой энергии и дальнейших успехов в исследовательской и проектной деятельности с применением компьютерных технологий. Продолжайте радовать новыми победами, раскрывая все грани своего научного таланта и творческих способностей в самых разных областях!

Михаил МИНЧЕНКО,
руководитель Инновационно-технологического центра лицея №1537