Среди участников нынешнего было немало ветеранов фестиваля - тех, кто возвращается в уютный город на Каме второй, третий, четвертый и пятый раз. Есть даже рекордсмены. Например, Людмила Аркадьевна Герасимова, учитель русского языка и литературы  Старочелнинской средней школы Республики Татарстан, участвовала во всех шести фестивалях, что, кстати говоря, не осталось незамеченным организаторами. Людмила Аркадьевна трижды была премирована «за верность форуму». Но дело не в премиях и наградах, конечно. Учителя  приезжают на фестиваль из соседних и даже отдаленных регионов, нередко за свой счет, потому что аналогов форума,  получившего прописку в уютном и гостеприимном городе, нет пока нигде в России.
Чем же фестиваль так привлекает педагогов? Первое - форматом. Организаторам - руководству Елабужского института Казанского федерального университета - удалось найти удивительный баланс в сочетании образовательной и эмоциональной  составляющих. Гармоничное единство, достигнутое в результате, можно обозначить словами  «и уму, и сердцу».
Второй плюс фестиваля - его открытость и доступность. Участником может стать каждый независимо от разнарядки управления или регионального министерства. Например, Республика Татарстан предоставляет возможность бесплатного участия в фестивале трем учителям от каждого района, причем предпочтительным правом пользуются те, кто едет в первый раз, остальные могут поехать за свой счет. Главное - подать заявку в оргкомитет. Вступительный взнос совсем небольшой - в нынешнем году он составил 7 тысяч рублей. Это недорого, учитывая насыщенную программу фестиваля и его материальное обеспечение. Все участники размещаются в комфортных условиях, университетское кафе «Сытый студент» все дни работы форума готовит для гостей домашние завтраки, обеды и ужины. В один из вечеров организаторы устраивают праздничное застолье, поражающее обилием блюд и разнообразием зрелищ. Во время банкета для гостей поют лучшие певцы, танцуют лучшие танцоры, а потом джазовый оркестр дает большой концерт на университетской площади, завершающийся по традиции незабываемым фейерверком. И каждый вечер преподносит участникам приятные сюрпризы - все это дарит ощущение праздника. Каждый учитель независимо от того, откуда он приехал, ощущает себя долгожданным и желанным гостем. Длится елабужский фестиваль 4 дня, но дает силы и дарит вдохновение на весь учебный год.
Как организована работа фестиваля? Ежедневно проводится серия мастер-классов (в одно и то же время на шести и более площадках даются мастер-классы разного направления, так, чтобы учителя имели возможность выбора), в программу включены публичные лекции и круглые столы, общие для всех участников. В  качестве модераторов приглашаются теоретики и практики высочайшего уровня со всего мира. У нас нет возможности рассказать о каждом, вся информация размещена на сайте организатора - Елабужского института КФУ, и если есть желание, можно все увидеть. Мы назовем лишь некоторых, чтобы был понятен масштаб форума. О новых тенденциях математического образования, применении принципов нейропедагогики и методе усложняющихся задач можно было узнать на лекциях и мастер-классах Мурата Чошанова, профессора кафедры математики Техасского университета в Эль-Пасо. Тренер сборной по робототехнике, руководитель центра робототехники Президентского физико-математического лицея №239 в Санкт-Петербурге Сергей Филиппов знакомил учителей с применением математики в робототехнике. Своим опытом делились победители прошлого Всероссийского конкурса «Учитель года» Алла Головенькина и Анна Стельмахович и победитель республиканского конкурса «Учитель года Республики Татарстан-2015» Гульназ Курочкина, учитель математики гимназии №26 Набережных Челнов. Мастер-класс Дмитрия Скурихина, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Директор школы-2011», был посвящен организации урока-исследования. Особенность его была в том, что предложенную методику может использовать учитель любого предмета. Были мастер-классы, расширяющие возможности классного руководителя. Например, Елена Галицких, профессор Вятского государственного гуманитарного университета, наглядно продемонстрировала, как учитель может снять искусственно воздвигнутые барьеры, создать душевную атмосферу в классе и помочь детям услышать друг друга. Директора и завучи могли узнать о новых педагогических квалификациях, получить инструменты управления качеством в своем образовательном учреждении, посетив мастер-классы Кирилла Митрофанова, проректора Института образования МИЭМ НИУ ВШЭ. Много полезного учителям физики дали занятия профессора кафедры физики для естественных факультетов Московского государственного педагогического университета доктора педагогических наук Елены Борисовны Петровой «Физика в природе». Она представила ряд доступных моделей, которые могут использоваться при изучении физических явлений, окружающих каждого человека. Мастер-классы Екатерины Львовны Кудрявцевой, международного эксперта в области билингвизма, сотрудника Института иностранных языков и медиатехнологий германского Университета Грайфсвальда, были интересны не только учителям иностранного языка. Игровые модули, которые ею разрабатываются, направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции и интеграцию людей в ино- и поликультурное пространство.
Потребности педагогов каждого предмета и даже школьных психологов были учтены организаторами. Баланс практики и теории всегда соблюдается на фестивале. Каждый имеет возможность ознакомиться с конкретными, узкоспециальными методиками и технологиями и получить представление об общем направлении мирового образования, о новейших фундаментальных исследованиях в области педагогики, психологии и философии образования. Этим и привлекает многих формат фестиваля. Учитель чувствует себя не простым исполнителем чужих директив, а непосредственным участником одного большого общего дела не на периферии, а в центре происходящих перемен. А еще очень важно, что фестиваль стирает границы между людьми и даже государствами. Национальность, вероисповедание, политика  - все это теряет значение, если люди объединяются для решения общих проблем. А о том, что проблемы образования во многих странах похожи, можно было сделать вывод, посетив мастер-классы представителей разных регионов России и зарубежных гостей. В Елабуге на этот раз были представители Латвии, Украины, Армении, Молдовы, Азербайджана, США и Германии. Впервые участниками форума стали представители Крыма, ученые Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета.

Елабуга, Республика Татарстан