Сергей НАУМОВ, министр образования и науки Нижегородской области:
Нужны новые педкадры


В регионе 921 общеобразовательная организация. Есть школы, не догруженные до пусковой мощности, но существует ряд школ, где уроки до сих пор ведутся в две смены. Связано это с неодинаковой динамикой рождаемости - есть территории густонаселенные, а есть районы, где проживает немного молодых семей и соответственно детей рождается меньше. Совокупная динамика по региону положительная.  Так,  в новом учебном году в Нижегородской области за парты сядут почти 300 тысяч учащихся, в том числе 33 тысячи первоклассников. Это на 2000 человек больше по сравнению с 2014 годом.
В ближайшие годы учащихся ожидается еще больше. Поэтому в 2016 году региональное правительство приступает к программе строительства новых школьных зданий. В нынешнем 2015 году мы завершаем программу строительства детсадов для обеспечения местами детей от 3 до 7 лет. А с 2016 года начнет реализовываться программа ликвидации вторых смен в школах. В рамках  программы будут построены 71 новая школа и 25 учебных корпусов. Помимо материальных ресурсов это потребует новых преподавательских кадров.  Но проблема представляется решаемой, поскольку сегодня в школы Нижегородской области охотно идут работать молодые люди. Во многом это связано с тем, что зарплаты школьных педагогов удалось довести до средних показателей по экономике региона.

Олег МОСОЛОВ, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики администрации Воронежской области:
По стандарту!


 Понятно, что плюсов для занятий в первую смену очень много. Переведя все школы в односменку, мы добьемся реализации в полном масштабе стандартов, в том числе модели школы полного дня, при которой во второй половине дня можно будет проводить все занятия, предписанные нормативами. А главная трудность в том, что разово без значительного дополнительного финансирования мы это сделать не сможем, особенно если говорить о городе Воронеже и еще примерно шести крупных городах. Во всех остальных муниципалитетах и сельских поселениях у нас второй смены уже нет.
В процентном соотношении у нас также наблюдается сокращение числа детей, занимающихся во вторую смену: с 12,4% до 11,2% в прошлом учебном году. На этот учебный год процент еще более сократится, потому что вводятся новые школы. Все, что касается использования внутренних резервов школ, например компоновка расписания и другие моменты, школами уже сделано, теперь ситуацию смогут улучшить только дополнительное финансирование и строительство школ, особенно в крупных городах и районных центрах. Предварительно уже прошло согласование федеральной программы, которая начнет действовать со следующего года, и одна из основных задач - ликвидация второй смены, для чего будут строиться дополнительно новые школьные здания и реконструироваться старые.
В Воронежской области в этом учебном году откроется одна школа-новостройка в микрорайоне Репное, в городе Воронеже. Еще одна школа примет учеников после реконструкции, это в Каменском районе, в райцентре Каменка. Там дети почти весь прошлый учебный год занимались в приспособленном помещении, а здание школы капитально ремонтировалось.

Абдурахман КАИМОВ, заместитель министра образования и науки Чеченской Республики
Дефицит ученических мест более 70 тысяч


Год назад система образования Чеченской Республики, по оценке Министерства образования и науки Чеченской Республики, перешла на новый этап своего развития. Он характеризуется повышенным вниманием министерства к качеству и содержанию образования. После этапа восстановления образовательной системы, начатого первым президентом Чеченской Республики Героем России Ахмадом Кадыровым и продолженного главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым, сегодня образовательные организации получили возможность вести обучение и воспитание детей в условиях, схожих с условно среднероссийскими и даже по некоторым параметрам превосходящих их.
В настоящее время в республике функционируют 456 организаций общего образования мощностью 168738 ученических мест с числом обучающихся 240760 человек. 79 школ (17,3% от общего количества) занимаются в одну смену, 321 школа (70,4% от общего количества) - в две смены, 56 школ (12,3% от общего количества) - в три смены.
Как видно из приведенной статистики, в Чеченской Республике наблюдается острая нехватка школ. Соответственно вопросы создания новых ученических мест стоят в регионе очень остро. Они продиктованы демографической ситуацией в республике.
Обучение в две смены не позволяет качественно реализовать федеральные государственные образовательные стандарты, снижая доступность качественного образования, возможность организации внеурочных видов деятельности обучающихся, качественного предоставления услуг дополнительного образования детей. Обучение в три смены прямо не допускается современными санитарно-эпидемиологическими требованиями. Организация образовательного процесса в одну смену позволяет существенно повысить доступность школьного образования, реализацию образовательных программ второй половины дня.
Количество занимающихся в третью смену составляет 10115 учащихся, а общий дефицит ученических мест на начало учебного года - более 70 тысяч мест.
В первый класс в 2015-2016 учебном году пойдут 30940 учащихся, что на 814 учащихся больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По прогнозу территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике до 2025 года ожидается прирост на 40 тысяч учащихся.
Для перевода учащихся из зданий с износом от 50% и выше и из аварийных и ветхих школ в Чеченской Республике необходимо до 2025 года построить школ на 20 тысяч ученических мест.
Всего с 2015 по 2025 год необходимо построить новых школ на 130 тысяч ученических мест. Из них в рамках исполнения ФЦП «Юг России (2014-2020 гг.)» запланировано строительство 64 школ на 33 тысячи посадочных мест. В связи с тем что ФЦП «Юг России (2014-2020 гг.)» решает данную проблему только на треть, и учитывая, что Чеченская Республика является высокодотационным регионом, необходимо решение федерального центра. 
До конца 2015 года запланирован ввод 27 школ на 14500 мест, в том числе 8 школ к 1 сентября 2015 года на 4680 мест.
В результате реализации мер исполнения ФПЦ «Юг России (2014-2020 годы)» до конца 2015 года число учащихся, занимающихся в 3 смены, сократится до 5000 учащихся и на 27 школ из 56.

Андрей Рытченко, директор Краснобаррикадной средней школы  Икрянинского  района Астраханской области:
Не хватает места для всех


Наша школа пока не готова к переходу на обучение в одну смену. Банально - не хватает места для всех. Хотя задача вполне решаемая при небольших финансовых вложениях и,  конечно,  логистических мероприятиях как внутри школы,  так и в районе в целом.
Для перехода к обучению в одну смену, как того требуют стандарты и как, безусловно, удобнее для детей,  необходимо внести некоторые изменения в инфраструктуру школы.  Во-первых, на мой взгляд, нужно убрать из здания школы две группы дошкольников. Дело в том, что в рамках региональной программы  по ликвидации очереди в детские образовательные учреждения в нашем же здании теперь находится и детский сад. Правда, если перевести его в ранее им занимаемое помещение, то куда переселять детскую школу искусств, которая  в данный момент там располагается? Я думаю, решение есть, нужно только его поискать.
Во-вторых, из Краснобаррикадной средней школы  нужно переместить  кустовую бухгалтерию районного казначейства, подобрав для нее другое помещение, что тоже вполне реально.
Ну и, в-третьих, необходимо  провести частичную реконструкцию здания, чтобы рациональнее использовать пространство, например, из двух крупных кабинетов можно создать три поменьше.

Александр ХУДИН, председатель Комитета образования и науки администрации Курской области:
Проблема остается нерешенной


В 2014-2015 учебном году из 545 дневных общеобразовательных организаций 80 школ (14,7%) занимались в две смены, а 11835 школьников, что составляет 11% от общего числа, занимались во вторую смену. Третьей смены у нас нет. Для увеличения доли  общеобразовательных организаций Курской области, работающих в односменном режиме, в школах создаются дополнительные места.
В рамках модернизации инфраструктуры общего образования в 2013 году была построена средняя общеобразовательная школа в селе Песчаное Беловского района на 164 ученических места с дошкольной группой на 25 мест, завершена реконструкция Октябрьской школы-интерната Касторенского района на 55 мест. В нынешнем году ведется строительство Жерновецкой средней школы в Золотухинском районе на 210 ученических мест и школы по проспекту Победы в городе Курске на 792 ученических места. В ближайших планах начало строительства школы в поселке Медвенка Медвенского района на 650 мест. Также в 2015 году планируется создать дополнительно 1150 мест в действующих школах за счет проведения организационных и кадровых решений, эффективного использования учебных помещений, расширения площадей после капитального ремонта, перераспределения территорий, закрепленных за образовательными организациями. Все это позволит уже в 2016  году снизить количество школьников, обучающихся во вторую смену. Но, к сожалению, проблема двухсменности обучения, изношенности школьной инфраструктуры, а также строительство школ в новых микрорайонах остается не до конца решенной. Поэтому было принято решение об участии Курской области в реализации программы  содействия регионам в создании новых мест в общеобразовательных организациях. Администрация Курской области необходимые материалы в Минобрнауки России уже направила.

От редакции

Весной в правительстве страны был разработан ряд нормативных актов, согласно которым полностью перейти на односменное обучение школы должны к 2025 году.
На первом этапе, в 2015-2020 годах, в России предполагается ликвидировать третью смену и перевести на односменное обучение 1-4-е и 10-11-е классы. На втором этапе, в 2021-2025 годах, планируется обеспечить обучение в одну смену учеников 5-9-х классов и перевести всех обучающихся из школ с износом более 50% в новые здания.
Самая серьезная ситуация с дефицитом ученических мест сегодня  на Северном Кавказе, в Чеченской Республике 56 школ  работают в третью смену, поэтому здесь в первую очередь необходимо ликвидировать третью смену, а потом уже говорить о переходе на односменное обучение. Проблема перехода на односменный режим остается нерешенной и в  центральных регионах России, к примеру в Курской области. Не готовы к этому и в Астраханской области, здесь директора говорят о необходимости убрать из зданий школ группы дошкольников. Во многих регионах школы использовали все свои внутренние резервы, и теперь ситуацию можно улучшить только за счет дополнительного финансирования и строительства новых школ. Особенно это актуально для крупных городов, где в последнее время появилось много новостроек. Разумеется, решить эту задачу можно только поэтапно, вводя в строй новые школы, а также эффективно используя имеющиеся учебные помещения.