Например, больной для гимназии вопрос о классном руководстве. По замыслу нашего основателя и первого директора Иосифа Борисовича Ольбинского у нас в каждой параллели, состоящей из двух классов, работают команда педагогов и один освобожденный от уроков классный руководитель. Замысел совершенно замечательный, мы ему следуем неукоснительно. Родителям не приходится метаться из «А» в «Б» с надеждой выбрать лучших педагогов, все внеклассные дела общие для всей параллели, не бывает соревнований между «А» и «Б», что исключает конкуренцию. Если необходимо набрать команды для интеллектуальных игр или творческих проектов, то они, как правило, сборные.
Конечно, гимназистам всегда интересно знать, какая параллель для педагогов и администрации лучшая. Пытаемся придерживаться мнения о том, что у каждой параллели свой неповторимый и уникальный характер, свои слабые и сильные стороны. И большая роль в организации работы с параллелью, а это значит, с гимназистами, учителями, родителями, принадлежит классному руководителю. Проблема для директора в том, чтобы найти таких людей, которые готовы действительно к служению, так как в их руках практически нет «оружия», ведь они не учителя и оценки не ставят. А значит, для того чтобы вести параллель за собой, они должны стать «вожатыми», обладать особым талантом и силой характера.
Ставок классных руководителей у нас в штатном расписании не предусмотрено. В этом и вся загвоздка. До начала модернизации системы образования по старым документам гимназиям и лицеям полагалось десять ставок педагогов дополнительного образования. Это нас сильно выручало. Классные руководители занимали эти ставки, вели кружки (хоровую студию, театральную студию, изостудию, туризм и т. п.). Теперь ставка педагога дополнительного образования у нас одна. Классные руководители одновременно являются социальными педагогами, педагогами-психологами, педагогами-организаторами, преподавателями-организаторами ОБЖ. Это непросто. С одной стороны, у нас всего 250 учащихся, с другой стороны, функционал этих специалистов постоянно растет.
Я мечтаю о том, чтобы классное руководство во всех школах измерялось ставками, а не надбавками. Пусть по 1/2 ставки на класс. Для учителей, выполняющих функции классных руководителей в других школах, я думаю, в этом тоже будет свой плюс. Должностные инструкции для классных руководителей есть в каждом образовательном учреждении, так почему же нет такой должности?
На смену этим мыслям приходят еще более несбыточные - о пристройке к нашему столетнему раритетному и очень дорогому для нас зданию. Когда-то его было для нас достаточно, но время идет, и возникает очень много разных потребностей: сначала стоял вопрос о костюмерной, мы ее соорудили из шкафов в холлах. Потом потребовалось пространство для фотовыставок - расположили их в буфете. Теперь изменились требования к питанию, к медобслуживанию, организации спортивной работы и к системе дополнительного образования. Очень хочется студию для театральных и других репетиций, современный читальный зал, актовый зал с различными возможностями (как, например, театр-трансформер), помещения для каждой параллели - их коллективных творческих дел, современную столовую, хранилище для декораций, шкафчики под одежду для каждого гимназиста, помещения для различных лабораторий... Стоит только начать мечтать, и не остановишься. Хорошо, что отпуск кончается...

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область