Каждый руководитель обязательно ищет, что надо сделать, зачем и как.  Качества и стиль лидерства во многом, если не во всем, определяют модель новой школы.
Директор без учителя как командир без воинства, не способен противостоять неприятелю и победить. Поэтому необходимо определить некоторые черты, которые должны заставить директора подумать о своих шагах в отношении педагога. Профсоюз всегда, а сейчас наиболее активно, заявлял о задаче профессионального развития учителя, без которого не может быть качественного обучения, успешного ученика и учителя-мастера.  Что такое профессиональное развитие? Раньше мы ограничивали его повышением квалификации, затем стали говорить о методической подготовке, а потом объединили все в слове «самообразование». Наверное, профессиональное развитие включает все перечисленное, но не ограничивается им. Прежде всего его обеспечивает определение целей, ценностей и личная вовлеченность в их реализацию. Сегодня зачастую мы наблюдаем, как личные цели, исходящие из личных побуждений и устремлений, в основе которых лежат индивидуальные ценности, приводят к проявлению сопротивления происходящим переменам или пассивному наблюдению за ними.  Частично объяснение этому можно найти в том, что все реформы инициировали (всегда и во всем) сверху - министерство, департамент или директор, иногда даже президент, а для учителя они оставались неизбежными, но чуждыми, требовали долгого присматривания, привыкания, а может быть, даже ломки. Энтузиазм учителя - вещь сложная, не возникающая по велению руководства, она результат понимания, осознания и принятия.
Как сделать учителя активным сторонником, а значит, и участником - реализатором реформ? На что обращать внимание, что изменить в своем стиле руководства, как создать команду и добиться успеха, своего, особенного? Что можно сделать сегодня, чтобы наша школа стала другой уже завтра?
Лев Толстой когда-то написал: «Каждый думает о том, как изменить мир, но никто не думает о том, что начать эти изменения надо с себя». Именно об этом должны начать думать и руководители школ, и учителя, понимая направления этих изменений.
Для руководителя школы стремление к изменениям не может не быть связано с развитием своей организации, и, значит, в первую очередь педагогов, профессиональное развитие которых непосредственно будет зависеть от созданных условий, предъявляемых требований и уровней сформированной корпоративной культуры.
Недавно я услышала формулу: учитель - для ученика, директор - для учителя. И действительно, эта цепочка, в которой главное связующее звено учитель, будет эффективной только тогда, когда «директор для учителя», потому что только тогда может случиться союз и появиться союзники, только тогда можно реализовать стратегию развития и проявить потребность в изменениях. Иерархия, прямая подчиненность в линии директор - учитель, сохраняющаяся во многих наших ОУ, точно не изменит парадигму развития, включая линию взаимоотношений учитель - ученик.
Создание огромных, объединяющих очень разные коллективы, комплексов еще не есть изменение. Структуры - да, но не идей и укладов, образа жизни. Это только предвестник изменений. Из слагаемых может возникнуть фабричный конвейер по подготовке учеников, или, того хуже, организационные привычки и годами существующие практики расползутся и погребут новую структуру. Узнаем мы об этом не сразу, а через несколько лет или десятилетий.
Организации не меняются сами по себе. Их меняют люди. И даже если без устали совершенствовать структуру, штатное расписание, пересматривать функциональные обязанности, совершенствовать процессы, рассматривать школу с позиций управления бизнесом, этого будет недостаточно, если люди, которым выпадет проводить эти изменения, будут делать их без понимания, по приказу или привычке, для сохранения статус-кво или самосохранения, одним словом, без души.
По мнению всем нам известной консалтинговой компании «McKinsey», если в самом начале преобразований организация сумеет создать коллектив «активистов», приверженцев, сторонников, разделяющих взгляды лидера, ее шансы на дальнейший успех возрастут в 4 раза (!) по сравнению с теми, кто этот шанс упустил.
Так что же можно считать главным в профессиональном развитии руководителя сегодня? По моему мнению, это новый взгляд на себя не как на педагога или менеджера, а как на лидера и командного игрока. (См. таблицу 1.)
Есть еще одна принципиальная черта лидера: он может, а иногда должен, быть жестким, но честным и справедливым. У него не может быть разрыва между словом и делом, так называемой деятельностной дыры.
Вот буквально на днях появившийся живой пример из жизни школы. Директор, как сирена, певший про сохранение «лучших» работников, про то, что изменения не затронут ничьих интересов, неожиданно и без объяснений через своего секретаря передает этим «лучшим» уведомления о сокращении. Что помешало встретиться и поговорить? Желание сохранить лицо, нежелание напрягаться или просто отношение к работникам как к винтикам и использованному материалу - уже не важно, потому что коллектив такому директору не поверит и вряд ли станет помощником и союзником.
Каждый руководитель формирует долго, настойчиво и тщательно свои качества руководителя, среди которых главное - ответственность за слова и действия и их последствия. Иначе никакое видение развития организации не будет реализовано, просто некому будет воплощать его в жизнь.
При этом внутреннее восприятие себя, а значит, и понимание сильных и слабых сторон для руководителя необходимо. О четырех главных внутренних помощниках для лидера написала в своей книге «Winning from Withiin»/ Побеждая себя» Ариель Фокс, консультант компании «McKinsey». (См. таблицу 2.)
В этой комбинации внутренних качеств лидера содержится залог успеха:
-    только мечтатель найдет привлекательную и жизнеспособную идею, модель, комбинацию, способную объединить;
- только аналитик сможет правильно распределить и управлять ресурсами;
- только думающий о своих сотрудниках лидер будет способен создать команду, вдохновить коллектив;
- только отличный тактик-управленец преодолеет трудности и сомнения, найдет правильные методы и технологии.
МГО профсоюза считает необычайно важным обеспечение профессионального развития педагога, особенно когда произошли серьезные изменения в нормативной базе, в требованиях к современному учителю, в технологиях обучения и критериях оценки.
Одно из главных условий профессионального роста - мотивация педагога и понимание им цели и направлений профессионального развития.
Чтобы понять, что движет нашими педагогами, мы провели в 2014 году опрос, один из вопросов в котором был таким: «Какой педагог нам сегодня нужен?» Участниками опроса стали 288 московских педагогов до 30 лет.
В целом опрос был направлен на выявление наиболее значимых характеристик современного учителя глазами учеников, их родителей, коллег и администрации.
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какой педагог нужен сегодня тем ученикам современной образовательной организации, которые станут активными устроителями жизни в середине XXI века?» (См. схему 1.)
На двух полюсах ответов оказались «амбиции» и «творческое начало». Много творчества и мало амбиций - это хорошо для педагога? И может ли одно быть без другого? Амбиции - стимул к достижению результата, карьерного роста, они только могут способствовать развитию творчества.
Обращает внимание то, что в группе личностных характеристик на первом месте стоит подгруппа критериев, указывающих на доброжелательный характер личности педагога, а в группе социально-психологических характеристик - подгруппе критериев активная жизненная позиция, с «искрой в глазах», а в группе профессиональных характеристик главным стали высокий профессионализм, стремление к результату, инициативность и заинтересованность в работе.
Интересно, что в каждой из групп характеристик на третьем месте оказались подгруппы, которые характеризуют уровень образованности личности в соединении с вектором к постоянному саморазвитию на пути поиска нового: «образованный, интересующийся знаниями, способный к постоянному самосовершенствованию», «идущий в ногу со временем, стремящийся к лучшему, практико-ориентированный».
Оказалось, что для молодых педагогов на последнем месте находятся критерии, связанные с внутренними морально-нравственными характеристиками, определяющими в конечном итоге общественную значимость личности и ее ценностный потенциал. Это доказывает расположение на предпоследнем, пятом месте в группе «Личностные характеристики» подгруппы с критериями «нравственный, чуткий, неравнодушный - сильный духом и характером, безотказный альтруист». В группе «Профессиональные характеристики» на том же пятом месте оказалась подгруппа критериев, имеющих первостатейное значение для оценки качества профессионализма педагога, «умеющий общаться с детьми и родителями, готовый не просто дать знания, но и объяснить человеческие ценности, гуманист».
Ответы на вопрос «Если бы такой педагог пришел в рядовое образовательное учреждение сегодня, как бы его приняли другие субъекты образовательного процесса и почему?» Сформулируйте ваши варианты ответов одним предложением с вашими аргументами. (См. таблицу 3.)
Среди наиболее важных для наших молодых педагогов характеристик: активность, креативность, саморазвитие, целеустремленность, любознательность.
А вот критерии профессионального саморазвития педагога по Виталию Сластенину:
a) самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;
b) доминирование в структуре педагогической деятельности действий педагога, направленных на профессиональное самообновление, изменение своих способов работы;
c) постановка и решение по отношению к самому себе и своей деятельности педагогических, психологических, организационных, предметных задач;
d) способность педагога воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития.
Насколько же сегодняшний педагог способен меняться, делать это осознанно и качественно?
Анализ ответов ежегодного опроса по теме «Роль личности педагога в реализации инноваций» показывает, что:
- только третья часть педагогов столичного образования полностью понимает происходящие изменения в системе столичного образования и активно включается в ее инновационные процессы;
- примерно около половины педагогов готовы и хотят заниматься инновационной деятельностью, однако эта готовность сопровождается желанием видеть результат своей деятельности немедленно, что противоречит самому характеру педагогической инноватики (главный и наиболее значимый эффект педагогической инноватики всегда проявляется в отсроченном периоде и сопровождается процессами личностного изменения инициатора педагогических инноваций, которые не учитывают как результат инновационной деятельности);
- существует устойчивая немалая группа молодых педагогов (примерно 1/9), которая открыто демонстрирует свое нежелание включаться в инновационную деятельность.
Распределение ответов респондентов на вопрос «Ваша образовательная организация активно участвует в освоении современных образовательных инноваций?» (%). (См. схему 2.)

Эти ответы ясно показывают, что принимавшие участие в опросе учителя не очень хорошо оценивают инновационную деятельность своего ОУ. Только 34% (каждый третий) оценили эту работу как постоянную. Остальные в той или иной мере ее замечают, но... А вот 25% совсем не при делах.
Распределение респондентов по использованию в работе инновационных разработок и технологий (%). (См. схему 3.)
То же самое мы видим и при анализе ответов на уже более конкретный вопрос об использовании новых технологий. 28% в этом случае не сильно используют инновационные возможности, только 42% делают такую работу постоянно.
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как вы оцениваете свое участие в освоении инновационных проектов по изменению деятельности вашей образовательной организации?» (%). (См. схему 4.)
Неудивительно, что и свою роль в общем инновационном развитии своего учреждения педагоги оценивают весьма скромно: или соисполнитель, или наблюдатель, или критик.
Распределение ответов респондентов на вопрос о качественном эффекте от их инновационной деятельности (%). (См. схему 5.)
 Результат, понятно, соответствует роли и активности. Каждый второй видит этот эффект как средний, а 18% - как низкий, или не сумели ответить.
Распределение ответов респондентов на вопрос «Вы согласны, что эффективность инновационных преобразований в современной образовательной организации напрямую зависит от степени вашего участия?» (%). (См. схему 6.)
При этом опять же 27% респондентов либо не задумывались, либо выразили несогласие с тем, что именно от их личного участия может зависеть развитие их школы, хотя приятно осознавать, что в 2,5 раза больше учителей это ясно понимают.
В 2013 году МГО профсоюза провела социологическое исследование «Чем наполнена рабочая неделя учителя? Поиск ответов с подсказки учителей» (в нем приняли участие 505 педагогов московских школ), согласно которому при 24-часовой нагрузке учителя он затрачивает более 60 часов в неделю, выполняя более 30 видов работы, причем из них около 6 часов (8,5%) затрачивает на методическую работу, взаимодействие с коллегами, самообразование, ведение сайта, составление портфолио. (См. таблицу 4.)
При этом есть сомнение, что учителя отвечали на вопросы осознанно, действительно примеривались к своему недельному графику и сумели правильно определить свои временные затраты. Но один факт остается бесспорным - каждый пятый, иногда и больше, не занимается никаким из перечисленных видов деятельности. Вовсе не занимается!  Не участвуют в работе педсовета, методсовета 23,38% респондентов, в работе методобъединения, творческого коллектива и других профессиональных сообществ - 28,65%.
Чуть получше показатели временных затрат учителей на самообразование, знакомство с педагогическими новинками. 8% тратят на это один час в неделю, а совсем не вдохновлены идеями самообразования еще 8% учителей. А среди самых молодых (до 30 лет) этот процент составляет 24%!
К сожалению, даже учитывая всю занятость учителя, приходится констатировать вновь, что происходит сужение восприятия статусно-профессиональных требований учителя к себе, своим коллегам. Если говорить о тех требованиях, которые выдвигает стандарт педагогической деятельности, призванный обеспечить высокое качество образовательной деятельности, у современных учителей они значительно менее развиты.
Не менее тревожно выглядит ситуация с обобщением педагогического опыта, составлением педагогами своего портфолио: 24% опрошенных затрачивают на это 0 часов в неделю, более 35% - 1 час, что в целом дает пугающую величину - почти 60%. Лидерами в этих антидостижениях вновь стали педагоги до 30 лет - 67%.
Несмотря на техническую оснащенность школ, введение электронного документооборота, необходимость создания личного пространства в Интернете, на ведение своего сайта или блога затрачивают от 1 до 4 часов в неделю 36% респондентов.
Результаты налицо. Есть о чем задуматься и педагогу, и руководителю. Как раз и новый учебный год на подходе.

Марина ИВАНОВА, председатель МГО Общероссийского профсоюза образования