Дорожная карта»  в сфере образования Москвы состоит из пяти разделов по уровням и ступеням образования, в каждом из них определены параметры изменений (целевые индикаторы развития отрасли), которые направлены на повышение эффективности и качества услуг и соотносятся с этапами перехода к эффективному контракту.
При этом в каждом из пяти разделов зафиксированы:
- основные направления изменений;
- ожидаемые результаты;
- основные количественные характеристики соответствующего уровня и ступени образования (с разбивкой по годам на 2012-2018 годы);
- мероприятия и показатели повышения эффективности и качества услуг в соответствующей сфере образования.
По итогам I квартала 2015 года ключевые показатели «дорожной карты» в основном выполнены, идет работа по предусмотренным направлениям.
Но прежде чем переходить к более детальному рассмотрению отдельных направлений, стоит отметить несколько параметров, характеризующих масштаб системы образования Москвы.
Общий объем финансирования системы, предусмотренный  государственной программой «Столичное образование» на 2012-2018 годы, составляет почти 3 триллиона рублей. Бюджетные расходы на образование составляют 16% от расходной части бюджета столицы.
Сегодня образовательный процесс осуществляют:
- 633 крупных многопрофильных образовательных комплекса, реализующих программы общего и дополнительного образования, из которых 600 имеют дошкольные группы;
- 2 детских сада и 34 центра детского творчества, не вошедших в состав многопрофильных образовательных комплексов;
- 58 колледжей и 2 вуза.
Общий контингент обучающихся на всех уровнях и ступенях образования превышает 1,3 миллиона человек.    
В столичной системе образования работают 187,2 тысячи человек. В Москве это один из наиболее многочисленных отрядов работников бюджетной сферы. Именно поэтому вопросы оплаты труда находятся под особым вниманием Правительства Москвы.

Повышение заработной платы педагогическим
и научным работникам
По итогам I квартала 2015 года средняя заработная плата педагогических работников подведомственных Департаменту образования школ составляет 61,6 тыс. рублей, или 104,0% от средней заработной платы в Москве (58,8 тыс. рублей за I квартал 2015 г.).
При  этом средняя заработная плата учителей за I квартал 2015 г. составила 70 тыс. рублей.   
Средняя заработная плата других категорий за этот период составила:
- педагогические работники организаций дополнительного образования детей - 50,5 тыс. рублей, или 86,0% от средней заработной платы в Москве (показатель  по утвержденному Правительством Российской Федерации Плану поэтапного совершенствования системы оплаты труда - 80%);
- преподаватели и мастера производственного обучения - 58,3 тыс. рублей, или 99,0% от средней заработной платы в Москве (показатель  по Плану поэтапного совершенствования системы оплаты труда - 80%);
- заработная плата преподавателей подведомственных Департаменту образования вузов - 69,1 тыс. рублей,  или 118,0% от средней заработной платы в Москве (показатель  по Плану поэтапного совершенствования системы оплаты труда - 125%; плановое значение 2015 года (133%) будет достигнуто по завершении года);
- заработная плата научных сотрудников подведомственных государственных образовательных организаций - 90,6 тыс. рублей, или 154,0% от средней заработной платы в Москве (показатель по Плану поэтапного совершенствования системы оплаты труда - 143%).
Стоит отметить, что такой показатель, как «средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций» для Москвы утратил свою актуальность, поскольку в процессе объединения образовательных организаций в крупные образовательные комплексы  почти все детские сады стали дошкольными группами школ, где единый педагогический коллектив участвует в реализации программ как общего, так и дошкольного образования, хотя этот показатель в самостоятельных подведомственных детских садах за I квартал 2015 г. составляет 61,7 тыс. рублей, или 107,0% от средней заработной платы в сфере общего образования (57,9 тыс. рублей за I квартал 2015 г.).
Важно, что увеличивается и адресность бюджетных расходов, доля фонда оплаты труда педагогов, непосредственно осуществляющих учебный процесс (учителя, воспитатели, преподаватели и мастера производственного обучения), по итогам 2014 года составляет 50%. В 2010 году этот показатель находился на уровне 42%.  

Обеспечение доступности дошкольного образования
В условиях устойчивого демографического роста в последние годы в Москве сохраняется доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 7 лет.
По состоянию на 20 июня 2015 года дошкольное образование в городе предоставлено  414,5 тыс. детей:
    404,5 тыс. детей посещают детские сады и дошкольные группы школ;
    2,0 тыс. детей посещают муниципальные детские сады Троицка;
    8,0 тыс. детей посещают негосударственные и ведомственные детские сады.
За последние три года численность детей, которым предоставлены услуги дошкольного образования, увеличилась на 50% : в 2010 г. детские сады  посещали 280 тыс. детей при очередности по состоянию на 1 сентября 2010 г.  в 25 тыс. чел., в том числе  15 тысяч детей в возрасте от двух с половиной до семи лет.
Увеличилось количество детей в возрасте до 3 лет, посещающих дошкольные группы школ и детские сады,  с 35 тыс. детей в 2010-2011 учебном году до 72,9 тыс. в 2014-2015 учебном году.
На 2014-2015 учебный год все дети в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 7 лет были обеспечены местами в дошкольных группах школ и детских садах. Развивается сеть семейных детских садов: в настоящее время работают более 640 семейных детских садов для 2,2 тыс. воспитанников (в 2010 году работали 426 семейных детских садов для 1,3 тыс. воспитанников).
В ходе автоматического комплектования дошкольных групп государственных образовательных организаций на 2015-2016 учебный  год по состоянию на 20 июня 2015 г. 75,0 тыс. москвичей получили поздравления мэра Москвы с зачислением их детей в дошкольные группы образовательных организаций.
В дошкольные группы полного дня зачислены 71,0 тыс. детей.
В ходе комплектования на следующий учебный год все дети в возрасте от 2 лет 8 мес. до 7 лет обеспечены местами в дошкольных группах образовательных организаций для посещения с 1 сентября 2015 г.  Не определились с выбором образовательной организации 330 чел. В настоящее время с каждой семьей ведут работу по подбору места в дошкольной группе образовательной организации.
При острой необходимости для семей с детьми в возрасте от 2 месяцев до 1 года 6 месяцев предоставляют места в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования. Реализованная потребность для таких детей не меняется с 2010 года и составляет примерно 1 тыс. мест.
Строительство и ввод новых объектов системы образования осуществляют в объеме, удовлетворяющем текущую и краткосрочную потребность.
В 2014 году в рамках городской строительной программы были построены:
- 25 зданий для дошкольников (из них 16 зданий  за счет бюджета города Москвы) на 4,33 тысячи мест; кроме того, 1,13 тысячи мест созданы в рамках государственно-частного партнерства;
- 11 зданий для школьников (из них 9 зданий за счет бюджета Москвы) на 5,97 тысячи мест.

Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками
В рамках разработки показателей эффективности деятельности государственных образовательных организаций, их руководителей и работников Департамент образования утвердил приказы, устанавливающие порядок оплаты труда руководителей подведомственных школ и отраслевые рекомендации по разработке систем оплаты труда работников государственных образовательных организаций по уровням и ступеням образования. Этими приказами предусмотрены целевые индикаторы деятельности руководителей и работников, основания для установления стимулирующих выплат. Кроме того, при оценке деятельности руководителей государственных образовательных организаций Департамент образования применяет модель самоанализа эффективности образовательной организации, в которую включены основные показатели эффективности деятельности.
Совместно с Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования был разработан проект примерной формы эффективного контракта с учителем, конкретизирующий трудовую функцию, права и обязанности учителя с учетом требований Федерального закона «Об образовании в РФ»,  Профессионального стандарта педагога и Квалификационных требований к должности учителя.
В апреле 2015 года этот проект прошел обсуждение на заседании Палаты руководителей межрайонных советов директоров школ. Часть семинаров с директорами школ и управленческими командами по содержанию и организации внедрения эффективного контракта уже состоялись, часть - в ближайших планах. Этими мероприятиями будут охвачены все округа Москвы. Кроме того, идет подготовка к разработке эффективного контракта с воспитателем дошкольной группы.
«Дорожная карта» предусматривает поэтапное введение эффективного контракта с педагогическими работниками в государственных образовательных организациях в 2015-2018 годах.

Реализация кадровой политики с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.
Сеть повышения квалификации руководящих и педагогических работников столичного образования в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования, а также способ деятельности по совместному использованию ресурсов.
Участники сетевой формы реализации образовательных программ в столичной системе образования:
- Московский институт открытого образования;
- Московский городской педагогический университет;
- Московский городской психолого-педагогический университет;
- Московский центр качества образования;
- Городской методический центр;
- городские инновационные площадки как механизм трансляции опыта.
Созданная в системе сеть позволяет повысить результативность и качество профессиональной деятельности работников образования путем эффективного повышения их квалификации в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Только на базе Московского института открытого образования по программе «ФГОС основного общего образования» в 2014 году обучены 15780 чел., по программе  «ФГОС начального общего образования»  - 7000 чел.

Реализация региональных программ развития дополнительного образования детей
Особенностью столичной системы дополнительного образования сегодня стало то, что востребованные программы дополнительного образования сохранены, новое качество дополнительного образования детей обеспечивают и отдельные учреждения дополнительного образования, и крупные школы, колледжи и вузы, то есть  система образования в целом.
Работа по развитию дополнительного образования выстроена в соответствии с майскими указами Президента РФ. В 2014 году в Москве достигнут плановый охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием - более 60%.
При этом стоит отметить, что если федеральные формы статистического наблюдения учитывают человеко-кружки, то система учета, внедренная в Москве, учитывает только уникальных детей.
Учитывая потребность московских семей в обеспечении  безопасности перемещения детей во второй половине дня, сокращении времени такого перемещения и как следствие приближении дополнительного образования к месту жительства, в системе образования Москвы реализуют курс на предложение в школах наиболее широкого спектра дополнительных образовательных программ. Помимо этого сохранены и активно развиваются крупные учреждения дополнительного образования, которые имеют уникальную  материально-техническую базу (собственные территорию, обустроенные площадки, современное оборудование) и наиболее востребованы жителями Москвы. Программы, реализуемые в этих учреждениях, не могут быть реализованы на базе школ.      
По состоянию на 20 июня 2015 г. в подведомственных Департаменту образования общеобразовательных организациях по более чем 41 тысяче программ дополнительного образования занимаются 607,2 тыс. детей. 75% этих программ реализуют на бесплатной основе.
В настоящее время внедряют систему консолидированного электронного учета детей, получающих услуги дополнительного образования на территории Москвы, вне зависимости от формы собственности и  ведомственного подчинения. Срок внедрения этой системы -
1 сентября 2015 года. Запуск системы позволит обоснованно увеличить фактические значения по выполнению положений указа Президента РФ в части охвата детей дополнительными образовательными программами.
Вместе с тем возникает необходимость уточнения практики учета охвата дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 7 лет.
В Москве значительная часть детей этой возрастной категории посещают образовательные организации, реализующие 12-часовые программы дошкольного образования. При этом вся необходимая развивающая деятельность этих детей предусмотрена и осуществляется в рамках программ дошкольного образования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Учитывая еженедельное 60-часовое пребывание и развитие детей 5-7 лет в детских садах и дошкольных группах школ, целесообразно считать этих детей охваченными дополнительным образованием в рамках указа Президента РФ.
Вопрос крайне важен, так как в Москве из-за повышения рождаемости в последние годы доля детей в возрасте 5-7 лет составляет более 15% от всех детей в возрасте от 5 до 18 лет - 160,5 тысячи из 1,07 млн человек.

Разработка и реализация региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях
В связи с расширением сети образовательных организаций, реализующих адаптированные программы и инклюзивные практики, увеличивается количество педагогов, специалистов, прошедших курсы повышения квалификации по организации инклюзивного образования.
В настоящее время более 60% всех педагогических работников системы образования Москвы имеют специальную подготовку по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Общее количество педагогических работников (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов), обеспечивающих сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, составляет 10,5 тысячи.
На базе московских вузов (Московский институт открытого образования, НИУ «Высшая школа экономики», Московский городской психолого-педагогический университет, Московский городской педагогический университет) открыты:
- 8 программ повышения квалификации;
- 5 магистерских программ (МГППУ, МГПУ);
- 3 программы стажировки;
- программы бакалавриата по подготовке специалистов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (МГППУ, МГПУ).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. №619-ПП «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» образовательные организации перешли на новые системы оплаты труда. Размеры должностных окладов, размеры и порядок осуществления стимулирующих и иных выплат работникам образовательных организаций, том числе работающим в сложных социальных условиях, устанавливают положения об оплате труда, которые  самостоятельно утверждают образовательные организации по согласованию с коллективными органами управления. Оплата труда, в том числе стимулирующие и иные выплаты работникам, осуществляемые образовательными организациями по согласованию с органами государственно-общественного управления, производят за счет и в пределах средств субсидии на выполнение государственного задания и поступлений от приносящей доход деятельности.
Таким образом, у образовательных учреждений есть ресурс и возможность для финансовой поддержки педагогических кадров, в том числе работающих с детьми из социально неблагополучных семей, например, социальных педагогов, педагогов-психологов, а также классных руководителей.
Стоит отметить, что с 2011 года вручают 50 грантов мэра Москвы в сфере образования по 2 миллиона каждый за лучшие достижения в создании развивающей среды для обучающихся, обеспечивающей возможности их социализации и творческого развития.
Эти гранты мэра Москвы предназначены образовательным организациям на развитие, содержание и оснащение, в том числе на стимулирующие выплаты работникам.

Реализация региональных программ, направленных
на предоставление образовательных услуг лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидам
В Москве развивают систему оказания образовательных услуг семье и ребенку с ограниченными возможностями независимо от состояния здоровья, начиная с самого раннего возраста.
В государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования, обучают более 15 тысяч детей-инвалидов. Потребность реализована полностью.
С учетом психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста  могут обучать  как в специализированных, так и в обычных образовательных организациях.
На сегодняшний день 75% образовательных организаций полностью или частично приспособлены для нужд мало мобильных групп детей.
В качестве приоритетного направления развития системы образования детей-инвалидов и детей  с  ограниченными возможностями здоровья рассматривают инклюзивное образование -  организацию полноценного образовательного процесса в обычных школах совместно со здоровыми сверстниками. По результатам ежегодного мониторинга 316 государственных образовательных организаций реализуют инклюзивные практики образования. Интегрированное образование сегодня получают   более 8 тысяч детей-инвалидов (в 2011 году таких детей было чуть больше 6,5 тысячи).
Образовательные организации, реализующие адаптированные программы, обеспечивают необходимым  оборудованием.
Важной задачей стало обеспечение детей-инвалидов компьютерной     техникой,     средствами     связи     и     программным обеспечением   при  получении  образования  на дому  с  использованием дистанционных образовательных технологий.
В настоящее время обучение с использованием дистанционных технологий получают более 1,8 тысячи детей с инвалидностью (в 2011 году - 1,0 тыс. детей-инвалидов).
В 80% колледжей созданы условия для получения профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Работают 4 ресурсных центра для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, реализующих многоуровневое обучение, использующих образовательные технологии с применением специальных технических средств и методик, компенсирующих патологические отклонения в психофизическом развитии учащихся, открыты 5 направлений подготовки для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы. Всего в учреждениях среднего профессионального образования обучаются свыше 3 тысяч лиц с ОВЗ и инвалидов.
В условиях объединения образовательных организаций в Москве появились возможности и условия для преемственности в реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей-инвалидов при переходе с одной ступени и даже  с  одного уровня образования на другой в рамках одного большого комплекса. Кроме того, большой комплекс позволяет ребенку-инвалиду пользоваться всей инфраструктурой и широким спектром реализуемых образовательных программ, которые коррекционная школа обеспечить не в состоянии.   

Задачи на 2015-2018 гг.
Среди основных задач, стоящих перед Департаментом образования в рамках реализации «дорожной карты», стоит отметить:
- сохранение доступности дошкольного образования в условиях демографического роста;
- обеспечение стабильной оплаты труда педагогических работников на уровне, определенном майскими указами Президента РФ;
- обеспечение плавного перевода педагогических работников на эффективный контракт;
- повышение квалификации педагогов, создание условий для повышения  результативности обучения, воспитания и социализации детей;
- развитие дополнительного образования как неотъемлемой части основного образования, направленной на всестороннее развитие и социализацию ребенка;
- развитие инклюзивного образования;
- развитие качественного предпрофильного и профильного общего образования.
Михаил ТИХОНОВ,
первый заместитель руководителя Департамента образования