Один из приоритетов каргапольских управленцев - кадровое обеспечение, профессиональный рост руководителей образовательных учреждений, потому как считают, что развиваться, заниматься обновлением образования можно только с современно мыслящими людьми.

Поставлена задача подготовить руководителя - аналитика, эксперта, который понимает, куда идет процесс, что в нем инициировать, а что корректировать. Административное управление постепенно заменяется научным руководством.

Недавно было принято предложение кафедры образовательных и управленческих технологий Курганского ИПКРО о проведении педагогических мастерских. Команды педагогов из шести средних школ района и команда из Звериноголовского района стали участниками мастерской проекта «Педагогическая компетентность и мобильность». Мастерские побудили педагогов к самостоятельным методическим разработкам. Большое внимание было уделено практике проведения педагогических советов. Тренинги «Психология педагогического общения» и «Профессиональная деятельность учителя по внедрению методов развивающего обучения» позволили по-новому взглянуть на образовательный процесс. Кстати, в названных мероприятиях активно участвовали специалисты муниципального управления образования.

Естественно, что для повышения квалификации просвещенцам нужны были средства. И здесь следует сказать, что глава администрации Каргапольского района Виктор Сухнев, несмотря на экономические трудности, всегда находил возможность, чтобы сельские учителя ездили на курсы, участвовали в семинарах и практикумах.

Администрация района думает и о будущем, о том, кто станет работать в школе завтра. По целевому набору в педагогических вузах обучаются 52 выпускника школ района.

Результаты налицо. Если в 2002 году в учреждения образования пришли работать 10 молодых педагогов, то в 2004-м - уже 23. На начало нового учебного года в районе всего одна вакансия учителя английского языка.

Нина Матюнина считает: решать многие вопросы, касающиеся образования, удается благодаря тому, что депутатам от образования не нужно долго доказывать необходимость принятия тех или иных документов. Они знают проблемы изнутри. В районном законодательном собрании из 11 депутатов пятеро - педагоги. По их инициативе была учреждена премия администрации района выпускникам, закончившим школу с золотой и серебряной медалями, а также призы победителям районных олимпиад. Недавно принято постановление о поощрении лучших студентов. Лучшие педагогические коллективы награждаются денежными премиями.

- Что касается контроля, то мы отошли от комплексных и тематических проверок, - рассказывает Нина Матюнина. - Используем новые управленческие технологии. Перемены заставили по-другому взглянуть на взаимоотношения управления с образовательными учреждениями. Наконец осознали, что руководить единым методом при существующем многообразии школ невозможно. Так пришли к идее соуправления. Вместе с руководителями школ, детских садов мы соуправляем учебно-воспитательным процессом. Даже когда идет проверка учреждения, в рабочую группу всегда входит его руководитель. И прежде чем принять решение, выслушивается его мнение, а рекомендации даются отдельно в адрес руководителя и в адрес тех лиц, которым сделано замечание. Главное не «втык» дать, а улучшить положение дел.

Что касается материального обеспечения учебных заведений, то строка районного бюджета демонстрирует положительную тенденцию: 2000 год - 31 млн. рублей, 2001-й - 41, 2002 год - 70, 2003 год - 74, а в 2004 году запланировано потратить на нужды образования почти 90 млн. рублей.

И это не просто цифры: построено новое здание Нечунаевской начальной школы, проведен капитальный ремонт Соколовской основной и Житниковской средней школ.

Каждому пятому школьнику в районе необходим транспорт, чтобы добраться в школу. Благодаря губернаторской программе приобретены школьные автобусы для Чашинской, Журавлевской средних школ, Вяткинской, Окуневской, Деулинской основных школ и детской спортшколы. К тому же ежемесячно на горюче-смазочные материалы для подвоза детей выделяется из районного бюджета по 45 тысяч рублей.

Было время, когда начался отток детей из дошкольных образовательных учреждений. Его удалось остановить. Создали группы кратковременного пребывания при школах. Появились семейные педагоги. В деревнях Чемякино, Чапаево, Луговая они приходят на дом к малышам и проводят с ними развивающие занятия.

Впервые после 1990 года администрация Курганской области приняла распоряжение «О первоочередных мерах по поддержке дошкольного образования в Курганской области в 2004 году». Такое же распоряжение было принято и в Каргапольском районе.

Валентина ШАЛАЙ, Каргапольский район, Курганская область