Переход к совместному воспитанию и обучению детей с разными стартовыми возможностями - значимый шаг для создания образовательной среды, в которой различие между людьми признают как ценность и каждого человека принимают как полноправного участника образовательного процесса. Создание инклюзивной образовательной среды позволяет признать ценность различия способностей к обучению и развитию каждого ребенка с его образовательными потребностями и предоставить ему возможность наиболее полноценной социализации и активного участия в жизни детского и взрослого сообщества.
Многолетняя работа в дошкольном учреждении, реализующем адаптивные программы, первый опыт организации инклюзивных групп на их базе позволили нам понять, что создание инклюзивной образовательной среды требует специальных мер комплексного характера, в этом причина медленного распространения актуального и ценного опыта. Однако наличие такой среды в образовательных учреждениях задолго до момента введения в 2009 году федеральных государственных требований об инклюзии, а затем и реорганизации образовательных учреждений с 2012 года способствовало пониманию того, что идею инклюзии можно воплощать в современных условиях.
На первых шагах создания опыт такой работы мы получали в дошкольных отделениях школы №1034, в состав которой в 2012 году вошли два дошкольных учреждения и несколько позднее, в 2014 году, детский сад №2356, реализующий адаптивные программы. Было понятно, что с введением в образовательную практику инклюзивного образования у коллектива комплекса возникают новые функции - стимулирования, объединения, организации и реализации планов консультационного и координирующего характера.
Прежде всего, если обратиться к истории, следует сказать о том, что все мы, работающие в дошкольном отделении по этим программам, понимали: успешно осуществлять работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, становится не только профессиональной, но и гражданской, нравственной ценностью, высшей потребностью людей, участвующих в этом сложном, мало имеющем аналогий, интегративном процессе.
Начало было положено тогда, когда родители вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья начали посещать в детском саду «ВЗОР» групповые и индивидуальные занятия в группе «Особый ребенок» и лекотеку. Сначала детей с синдромом Дауна, ДЦП, аутизмом и другими проблемами включали в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в игры, объединяли на прогулке, затем ребенок начинал, осваивая образовательный материал индивидуально с педагогами-специалистами, постепенно участвовать вместе со всеми детьми в занятиях по музыке, плаванию, изобразительной деятельности.
Главным же и завершающим этапом стала возможность «включения» детей с особыми образовательными потребностями в коллектив обычно развивающихся детей на правах равных партнеров.
В первых двух случаях вместе с детьми находились родители, которые при этом получали ценный опыт сопровождения взрослыми процесса обучения, развития, воспитания детей с особыми образовательными потребностями и облегчали взаимодействие ребенка с окружающими взрослыми и детьми. В случае же условия равных партнеров дети уже были и без сопровождения родных, хотя, безусловно, было ясно, что сопровождение, как то было заявлено в стандарте дошкольного образования, эффективно и необходимо.
Целью работы педагогического коллектива в инклюзивной образовательной среде дошкольного учреждения стало максимальное разностороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями на основе адаптированной программы индивидуального маршрута ребенка с учетом требований как основной общеобразовательной программы, так и коррекционной. Наличие в группах общеразвивающей направленности ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует продуманных шагов педагогов и родителей, их готовности разделить ответственность за его воспитание и обучение. Начинается эта работа с правильной оценки возможностей этих детей, с выявления их особых образовательных потребностей, так как не все дети могут быть интегрированы в среду здоровых сверстников. Медико-психолого-педагогические комиссии после обследования индивидуальных особенностей ребенка могут дать рекомендации к определению оптимального личного маршрута для таких детей.
Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, разработать программы адаптивной работы, оценить эффективность такой работы и динамику развития детей, порекомендовать условия для коррекционных мероприятий, помочь проконсультировать родителей могут сегодня психологи и дефектологи. Это те специалисты, которые продолжительно и профессионально работали в группах по адаптивным программам, сегодня в условиях современных требований к дошкольному образованию они могут разработать подходы к образовательной работе с детьми с ОВЗ, включенными в группы сверстников с общеразвивающей направленностью.
Дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии двигательной, сенсорной и интеллектуальной сфер всегда были в дошкольных учреждениях и сейчас прежде всего пришли в детские учреждения, это дети с минимальными нарушениями слуха и зрения, речи, задержкой психического развития, психопатоподобными формами поведения и другими нарушениями, носители негативных психических состояний. Сегодня им необходимо предоставить качественную квалифицированную помощь, но продуманную так, чтобы ее мог оказать воспитатель в группе общеразвивающей направленности.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует от воспитателей не только компетентности в различных образовательных областях, но и глубоких, разносторонних знаний психофизических возможностей таких детей, понимания психоэмоционального состояния их родителей, так как они полноправные участники процесса педагогической реабилитации детей. Воспитателю необходимы умения создать и использовать специальную предметную среду для детей с особыми образовательными потребностями.
Неоценимыми помощниками воспитателя сегодня становятся специалисты, имеющие знания и навыки работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: психологи, дефектологи, логопеды, врачи, работающие в нашем дошкольном отделении с детьми с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Они же стали опорой и помощниками воспитателям в работе с детьми, когда целенаправленная деятельность специалистов после создания вариативных форм организации работы с детьми со сложными дефектами развития позволила включать ребенка из этих форм в уже существующие группы, работающие по адаптивным программам, создавая первый опыт инклюзивного образования.
Однако организовать фронтальную, да и групповую, работу со всеми детьми было все равно непросто. Тогда воспитатели, соединяя знания о психофизическом состоянии детей, практический собственный опыт работы с ними, рекомендации специалистов, составляли себе памятки-рекомендации, которые были как лоцманские путеводные карты и для них, а теперь уже могут стать таковыми для воспитателей групп учреждений, которые вошли в образовательную организацию в ходе реорганизации.
Безусловно, опыт, накопленный за полтора десятилетия работы нашего детского сада, ценен особенно в случае работы с детьми с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Тем более что уже был и опыт совместной работы детского сада, и школы, когда в 2004 г. на базе школы был открыт «класс охраны зрения», где дети продолжили лечебно-профилактические мероприятия.
Государственная образовательная политика сегодня определяет необходимость организации каждой образовательной организации как инклюзивной, в которой осуществляется интеграционный процесс. Сложность этой задачи объясняется тем, что вся совместная работа специалистов, педагогов, родителей в инклюзивной образовательной среде базируется на принципах компетентности, взаимодействия, учета ежедневно меняющегося психофизического состояния детей с особыми возможностями. Нужно учитывать и то, что педагогический процесс осуществляется наряду с лечением, которое требует не только значительного количества времени и сил ребенка, но и оказывает различное влияние на его психофизическое состояние.
Советы дефектолога, психолога, социолога, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования и воспитателей, работающих в таких образовательных организациях, помогут успешно решать задачи освоения основной образовательной программы.
Еще одно важное обстоятельство побуждает сегодня перестроить и подготовку к работе с родителями: как правило, родители детей с ограниченными возможностями проходят несколько этапов на пути к сотрудничеству с педагогами - от неприятия факта рождения больного ребенка, поиска причин и виновников до стремления вылечить ребенка, признать необходимость специального образования в среде с обычными сверстниками и принятия ребенка таким, каков он есть.
Успешным это сотрудничество будет лишь тогда, когда педагог сумеет убедить родителей в эффективности своей работы, а для этого он должен сам научиться замечать положительную динамику развития ребенка и радоваться его успехам. Важное условие результативной работы в инклюзивной дошкольной группе и понимание, восприятие идей толерантности и практического опыта их формирования в целом в образовательной организации. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству; у детей же с ограниченными возможностями здоровья - положительное отношения к сверстникам и адекватное социальное поведение, более полную реализацию их потенциала.
Преимущество развития инклюзивного образования в больших образовательных организациях состоит в том, что ребенку с особыми образовательными потребностями можно выстроить маршрут с дошкольной ступени до окончания школы!

М.МАКАРОВА, Е.ШАБАЛИНА, Е.УКОЛОВА, школа №1034