Прежде всего он уточнил, что наличие муниципальных образовательных учреждений в системе образования предполагается федеральным законодательством. Это предусматривает и закон Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге». Таким образом, правовых препятствий для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий в сфере образования нет. И все же в Петербурге система муниципальных образовательных учреждений не сложилась. Исключение составляют лишь несколько детских садов в Ломоносовском районе, которые были переданы в ведение муниципалитета около двух лет назад.

- В Петербурге нет ни одного муниципального образования, которое совпадало бы с границами хотя бы одного административного района, - объясняет Владимир Еременко. - Скажем, только на территории Фрунзенского района находится шесть муниципальных образований. В моем округе, а это часть Фрунзенского района, два муниципальных образования, в которых проживают порядка 80 тысяч человек. Такая раздробленность - одна из причин отсутствия в городе муниципальных образовательных учреждений. Возьмем, к примеру, детский сад. Если он становится муниципальным, тогда муниципальный совет его содержит и платит зарплату педагогам. Муниципальный совет в таком случае вправе поставить, допустим, следующее условие: детский сад принимает только тех детей, чьи родители являются жителями данного муниципального образования. Условие, согласимся, справедливое. Почему муниципальный совет должен из своего бюджета финансировать пребывание в ДОУ ребенка из другого муниципального округа?

Никто не запрещает муниципальным образованиям создавать собственные муниципальные образовательные учреждения на деньги своего бюджета. Они могут выкупить у города здание или построить новое, пригласить на работу педагогов, заняться лицензированием этого образовательного учреждения, финансированием его деятельности. Однако у муниципальных советов в Петербурге таких финансовых возможностей нет: их бюджет мал. Кроме того, они обязаны иметь группу специалистов, которые будут осуществлять методическое обеспечение, контроль за согласованием и соблюдением образовательных стандартов. Существуют и нормативы финансирования, и в Федеральном законе «Об образовании» говорится, что нормативы финансирования на местном уровне не должны быть ниже федеральных.

- Может ли измениться ситуация, если соучредителями образовательного учреждения станут Комитет по образованию и муниципалитет?

- А какой в этом смысл? Зачем Комитету по образованию двойное учредительство, тем более что реальной помощи от муниципальных образований в содержании образовательных учреждений нет? Все в конечном итоге ложится на бюджет Комитета по образованию. В принципе правительство города и Комитет по образованию имеют законное право изменить статус государственного образовательного учреждения на муниципальный, передав в ведение муниципалитета, допустим, детский сад, школу, лицей и соответственно выделив деньги - субвенцию - на содержание. Но возникает вопрос: что дальше? Как это образовательное учреждение будет развиваться в рамках крохотных территориальных границ?

И потом, уровень развития самих муниципальных образований, скудность их бюджетов не позволяют говорить о том, что они сохранят единую методику образования и само муниципальное образовательное учреждение. У меня был небольшой опыт общения с муниципальным советом, что находится на территории моего избирательного округа. Приходят, например, муниципальные депутаты с предложением: взять в собственность двадцать пять садов, находящихся на территории муниципального округа. Свое стремление они объясняют так: группы в детских садах недоукомплектованы, следовательно, детские сады можно уплотнить, а освободившиеся помещения сдать в аренду, тем самым пополнить муниципальный бюджет. Нужно ли объяснять, что с подобным отношением к образовательным учреждениям мы далеко не уедем?

Органы государственной власти должны обеспечивать государственную гарантию прав граждан на получение общедоступного, бесплатного начального, основного, среднего общего образования, а также дополнительного образования. Правительство Петербурга и Законодательное собрание города с этой задачей справляются. Права граждан на получение общедоступного и бесплатного образования не нарушаются, а вот механическая передача образовательных учреждений на муниципальный уровень может затруднить обеспечение этих гарантий.

- Другими словами, образовательные учреждения в Петербурге никогда не станут муниципальными?

- Положение может измениться, если Петербург, к примеру, объединится с Ленинградской областью. Тогда появится орган государственной власти на уровне нового образования и Петербург превратится в единый муниципальный округ. Тогда все образовательные учреждения станут муниципальными. Но в России есть два субъекта, которые имеют особенности в организации местного самоуправления, это Москва и Петербург. Города-государства. Те системы местного самоуправления, что существуют во многих регионах России, в Москве и Петербурге работать не могут. Искусственно ломать систему государственных образовательных учреждений, которая у нас сложилась, не стоит. Пусть хотя бы один муниципальный совет создаст свое собственное муниципальное образовательное учреждение. И посмотрит, какая это сложная и ответственная задача. Таких прецедентов нет. Пока у муниципалов одна цель: получить здание и сдать его в аренду. Во что это выливается, мы убедились на примере подростковых клубов. Передали их на муниципальный уровень и увидели, что в одном открыли филиал банка, в другом - пункт обмена валюты. Есть большая вероятность того, что точно такая же участь ждет и образовательные учреждения.

Санкт-Петербург