Открытие - это как счастье, для каждого свое: кто-то всю жизнь кладет на плаху, стремясь к одному гениальному и великому, приобретая бессмертие, а кто-то, двигаясь маленькими шажками, собирает его по крупицам из простых неприметных вещей, открывает известное и понятное, складывая все в незатейливые фигурки, и счастлив тому безмерно! Я отношусь как раз к таким открывателям-счастливчикам.
Воспитанники нашей школы-интерната VIII вида - это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые своими особенностями отличаются от сверстников из обычных школ и нуждаются в постоянном педагогическом, психологическом и медицинском сопровождении.
Группа, с которой я работаю не первый год как воспитатель-дефектолог, состоит из разных категорий детей. Среди них есть дети с умеренной и тяжелой формами интеллектуальных нарушений и те, чье психическое здоровье пострадало незначительно. Это не просто группа из «особенных» детей - это калейдоскоп, который при каждом повороте создает новый узор с уникальными гранями и формами.
Проблема моих воспитанников в том, что они не умеют самостоятельно выстраивать отношения с внешним миром. Имея нарушения речи, памяти и мышления, они лишены инструментов взаимодействия с окружающим. Им трудно сформулировать свои чувства и выразить свои ощущения. Им уже 14, но они еще незрелы, живут в своем, не каждому понятном, загадочном мире. Моя задача - приоткрыть им реальный мир социальных связей, сформировать самостоятельные навыки адекватного поведения в разнообразных жизненных ситуациях, подготовить к самостоятельной жизни в обществе социальных норм.
Когда-то меня впечатлили слова Омара Хайяма, посвященные матери: «Я свяжу тебе жизнь, сынок... И потом от души подарю. Где я нитки беру? Чтоб связать тебе жизнь - я тайком распускаю свою». Не побоюсь этого сравнения, но точно так же - ниточка за ниточкой - я распускаю свою душу, проживая их жизни, получая взамен искреннюю привязанность, абсолютное доверие и замечательные открытия, которые заставляют меня ставить перед собой новые вопросы и задачи, двигаться вперед, образовываясь и совершенствуясь.
Для меня важно, что я стала проводником моих воспитанников в получении ими необходимых умений, знаний, приобретении жизненного опыта, представлений о ценностях, нормах поведения, помогая им сохранить непосредственность и индивидуальность.
Заслуженно считают, что лучший способ развития основных умственных и психических функций - игра. Через пробы и эксперименты я убедилась, что самый эффективный метод в развитии и воспитании моих «особенных» детей - сказка. Им понятен простой язык сказки, где четко показаны добро и зло, радость и горе, уродливое и красивое, друг и враг. Сказка помогает приобретать положительные эмоции, изучать модели поведения и формировать представления о морально-этических нормах. Театрализация сказки как форма игры открывает возможность попробовать себя в разных жизненных ситуациях, почувствовать причастность к общему делу, прожить заданную ситуацию, справиться со своими чувствами. Театрализация помогает раскрыть потенциал детей, найти пути для самореализации в соответствии с их индивидуальными возможностями здоровья.
Начиная работать со сказкой, мы и не подозревали, сколько открытий она принесет нам. Сказка никого не оставила равнодушным, она захватила всех без исключения: детей, родителей, педагогов. Родители с энтузиазмом шьют костюмы, помогают детям разучивать дома роли. Таким образом, родилось настоящее содружество детей и взрослых, объединенных общими интересами и перспективами.
Как говорил Д.Карнеги, «улыбка - это то богатство, которое приносит счастье, если она дарится от чистого сердца». А сердца у моих ребят самые добрые и чистые! Это и есть достойная награда за мой труд.
В своей работе - работе педагога - я никогда не поставлю точку. Даже самое маленькое событие обязательно чем-то удивит, направит к выбору, откроет новые видения и решения. Воспитание в педагогических ситуациях позволяет через обыденные дела сформировать у воспитанников адекватные формы взаимодействия. И только от меня зависит, насколько успешными и принятыми будут мои воспитанники современным обществом.

Дарья КЛЮНОВА, педагог-психолог ЦППРИК «Ясенево»