Для нашего колледжа чрезвычайно важно создание образовательного пространства для непрерывного доступного образования - от дошкольного до профессионального - для лиц с разными стартовыми возможностями. После реорганизации в КМБ №4 входят несколько структурных подразделений: школа, школа «Центр на Павелецкой», детский сад №288, детский сад №224 и колледж, реализующий программы СПО, программы профессиональной подготовки.
В нашем комплексе обучают 1487 человек, из них:
- 463 ребенка дошкольного возраста;
- 426 обучающихся по программам начального, основного и среднего общего образования;
- 497 студентов, получающих среднее профессиональное образование;
- 101 человек, обучающийся по программам профессиональной подготовки.
Среди наших ребят 800 имеют особые образовательные потребности, это:
- 674 человека с ограниченными возможностями здоровья, из них 414 - дети-инвалиды;
- 126 детей, оставшихся без попечения родителей.
Интеграция уровней образования дала нам, во-первых, возможность объединения материально-технических ресурсов, это:
    столярные мастерские - на базе детского сада и школы;
    кабинет керамики - на базе детского сада и колледжа;
    мастерская вышивки;
    кабинеты цветоводства и флористики;
    фотостудия;
    химическая лаборатория;
    8 кабинетов ИКТ;
    лаборатория экспертизы качества продовольственных товаров;
    лингафонный кабинет;
    два бассейна, 4 микроавтобуса, актовые, тренажерный и спортивный залы.
В комплексе есть лаборатория аэропоники и гидропоники, тепличное хозяйство, швейное производство, учебный магазин.
Во-вторых, мы получили возможность объединения кадровых ресурсов. В нашем комплексе работают 189 человек, в том числе:
- 12 учителей-дефектологов;
- 10 мастеров производственного обучения.
Есть у нас и специалисты службы психолого-педагогического сопровождения:
- 26 педагогов-психологов;
- 14 учителей-логопедов;
- 7 социальных педагогов;
- два сурдопереводчика.
Наконец, в-третьих, интеграция уровня образования дала нам возможность повышения эффективности процесса социализации и формирования жизненных компетенций детей, имеющих особые образовательные потребности.
В комплексе есть блок дополнительного образования. Это 59 различных кружков, студий, клубов, секций по различным направлениям:
    военно-патриотический клуб «Гвардеец Маршала Жукова» - участник парадов на Красной площади;
    художественно-эстетическое: театральная студия, жестовое пение, студия пантомимы и клоунады, русский народный оркестр;
    спортивно-оздоровительное: спортивные секции;
    дополнительное профессиональное образование: курсы переподготовки и повышения квалификации, профессиональное обучение для взрослого населения.
Мы организуем совместную досуговую деятельность воспитанников, обучающихся, студентов, родителей. Ведем совместную работу с Федеральным институтом развития образования по теме «Разработка и экспериментальная апробация модели непрерывного образования (от дошкольного до профессионального) для максимальной социализации ребенка с особыми образовательными потребностями в современных нормативно-правовых условиях». Наши дети овладевают эбру - искусством рисования на воде, мы предлагаем им посещать вместе с родителями «Семейный клуб выходного дня».
Наши дети одерживают победы в окружных, городских и всероссийских конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, это:
    научно-образовательные соревнования «Шаг в будущее»;
    конкурс «Экомир»;
    фестиваль «Надежда»;
    историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ «Служение Отечеству: события и имена»;
    конкурс «Московские мастера» по профессии «рабочий зеленого хозяйства».
Наши дети - лауреаты благотворительной премии «Даунсайд Ап» в области поддержки детей с синдромом Дауна.
Ансамбль «Замоскворецкие соловьи» - лауреаты Международного фестиваля православной музыки в России. В сборные команды России по футболу, сноуборду, спортивному ориентированию (спорт глухих) входят четверо наших ребят.
В рамках выполнения государственной работы мы занимаемся проведением психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, создали консультативный пункт «Инициатива», в котором есть:
- индивидуальное и групповое консультирование всех участников образовательного процесса, в том числе сторонних организаций;
- патронат семей (выезд на дом специалистов), воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- осуществление функций психолого-педагогического консилиума.
Наши дети участвуют в сдаче ЕГЭ с 2012 года. За прошедшие годы возрастает динамика выбора обучающимися ГИА-11 в форме ЕГЭ:
- в 2012-2013 учебном году - 5,6%;
- в 2013-2014 учебном году - 26,5%;
- в 2014-2015 учебном году - 28%.
(См. таблицу.)
Наш комплекс успешно взаимодействует с социальными партнерами, среди которых «Ralf Ringer», «Ашан», Мосзеленхоз, «М.видео», «Л,Этуаль», «Салют», Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Мы проводим экскурсии на предприятия, учебную и производственные практики, наши партнеры помогают нам с трудоустройством наших выпускников, предоставляют нашим детям возможность временной занятости в летний период, поддерживают нас в проведении конкурсов по профессиям.
В целом сегодня мы уже можем сказать, что интеграция общего и профессионального образования способствует формированию метапредметных, познавательных и социальных компетенций для профессионального самоопределения и выстраивания непрерывной профессионально-образовательной траектории.

Тамара АНТОНОВА, директор образовательного комплекса «Колледж малого бизнеса №4»