3 мая 2012 года Федеральным законом №46-ФЗ была ратифицирована Конвенция ООН «О правах инвалидов», наше государство приняло стратегическое решение, и был дан старт активному развитию инклюзии. Сегодня, три года спустя, мы видим синергический результат государственной стратегии инклюзии в масштабе и динамике общественного содействия, общество активно поддерживает стратегический курс государственной инклюзии, растет число некоммерческих организаций, ориентированных на помощь инвалидам, ширится волонтерское движение, вспомним лишь восьмитысячное участие волонтеров в Паралимпиаде, как известно, эта команда продолжает активную социальную деятельность, только волонтерский корпус «Победа-70» официально зарегистрировал 141 тысячу волонтеров.
Комиссия при Президенте РФ по делам инвалидов, которую возглавляет его советник Александра Левицкая, определяет государственный вектор инклюзивной политики и стала важным интегратором действий государственных и общественных институтов по ее эффективной практической реализации. Отмечу, что первой из трех рабочих групп комиссии была сформирована группа по развитию доступного качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов, сейчас начинает свою работу рабочая группа по социальной интеграции молодых людей с инвалидностью. Этим, на мой взгляд, предопределен системный акцент ориентирования президентской комиссии на активную социализацию детей, юношества и молодежи.
Инклюзия - улица с двусторонним движением. Право выбора образования - в общем образовании и в специальном коррекционном формате - должно быть закреплено за детьми-инвалидами, родителями и опекунами. Российские педагоги, дефектологи, психологи XX века Владимир Бехтерев, Григорий Росолимо, Лев Выготский сформировали уникальные методики для максимального раскрытия таланта детей-инвалидов, в основе которых выделение детей с особенностями развития и формирования специальных образовательных траекторий для раскрытия их таланта. Так появился феномен аутиста Григория Перельмана, так мы сегодня наслаждаемся творчеством прекрасной певицы и общественного деятеля Дианы Гурцкой, которая возглавляет в Комиссии при Президенте России по делам инвалидов рабочую группу по созданию условий для участия инвалидов в культурной жизни общества. Огромный отечественный опыт коррекционного образования необходимо воссоздавать и развивать. Фактически специальные коррекционные школы могли бы стать базовыми, системообразующими в области адресного образования инвалидов. Недавно наша комиссия проводила заседание своих рабочих групп в двух вузах столицы - в Московском государственном гуманитарно-экономическом университете и Московской государственной специализированной академии искусств. В первом случае на паритетных основаниях учатся и студенты первой группы здоровья (44%), и студенты-инвалиды (56%), это, на мой взгляд, и есть реальная, эффективная инклюзия. Это и результат блестящей педагогической и методической работы, который необходимо прототипировать в широком масштабе.
Зачастую инвалидов называют людьми с особыми потребностями, но особые потребности в образовании есть у каждого человека, именно поэтому инклюзия призвана стать основой для формирования системы адресного образования для всех граждан России. В контексте реализации Конвенции «О правах инвалидов» важно начать формирование системы адресной профессиональной ориентации, это безусловный императив. По данным Росстата, до 70% трудоспособных инвалидов находятся в ожидании работы, наиболее низкие показатели профориентации пока по инженерным специальностям, в культуре и искусстве, в здравоохранении, сельском хозяйстве и рыболовстве. Профессиональная поддержка молодых инвалидов - суть деятельности нашего фонда, профориентационными мероприятиями мы охватываем порядка 15 тысяч юных инвалидов, их прогресс в их трудоустройстве. Наши партнеры - Внешэкономбанк, предприятия оборонно-промышленного комплекса, входящие в Союз машиностроителей и Лигу оборонных предприятий, лидер отечественной фармации «Эрфарм». Действуют и другие программы адресного шефства, все они требуют поддержки и систематизации, а также распространения на всю систему образования. Мы помним, что в Советском Союзе над каждой школой была шествующая организация, может быть, мы должны подумать о возрождении закрепления в первую очередь для коррекционных школ как активных субъектов экономики как гражданского, так и военного профиля. Я вижу огромную инициативу нашего бизнеса к участию в таких программах.
Сегодня, опираясь на лучший опыт педагогики, мы способны начать переход от отдельных проектов построения индивидуальных образовательных траекторий для учащихся-инвалидов к формированию комплексной системы адресного обучения для всех. Опираясь на массовые запросы наших работодателей - лидеров отечественной экономики, мы можем приступить к формированию системы адресной профориентации, в первую очередь имея в виду помощь в выборе профессии и эффективном трудоустройстве юношества и молодежи с инвалидностью.