Мои учащиеся - дети-инвалиды - самая незащищенная часть нашего общества, они  лакмусовая бумажка благополучия или, вернее, неблагополучия общества. Парадокс: наше двоякое отношение к ним, сострадание, сочувствие, соучастие, желание - помочь - с одной стороны, и полное непринятие, отторжение - с другой, стало индикатором наших человеческих, моральных проблем, с которыми мы живем. Дети-инвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер, живущие свою единственную и неповторимую жизнь. Работать с ними трудно, но  большие трудности могут дать и большие радости: радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее.
Парадоксы, открытия, ответы на простые и сложные вопросы, случайности и закономерности - вот обстоятельства, исходя из которых я выстраиваю коррекционно-развивающую работу. Вся моя педагогическая деятельность - поиск ответов на вопросы: как, обучая, открыть каждому его дорогу в жизни? Как сделать детей-инвалидов нужными обществу, а их деятельность социально значимой?
Школьная жизнь - удивительное время, которое мы (я и мои ученики) проводим вместе в стенах школы, это и учеба, и общение с людьми, и постоянное открытие нового и ранее неизвестного. Дети познают радость открытия, которое окрыляет ребенка, дает ему уверенность в своих силах, движет его дальнейшую деятельность. Какой восторг у меня как учителя вызывают слова учеников: «Как интересно!!! А завтра будет что-то новенькое?» - «Конечно, будет». И снова поиски, находки, открытия...
Мои уроки - самостоятельный, кропотливый, трудный, но интересный поиск знаний. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия. Ученики открывают знания сами в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Каждый из воспитанников работает в соответствии со своими возможностями. Учебный процесс протекает более эффективно, когда дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности открывают для себя новые знания. Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Технология деятельностного обучения формирует у воспитанников целенаправленную деятельность и способствует коррекции эмоционально-волевой сферы. Сюжетно-ролевая игра на уроке позволяет максимально точно приблизить воспитанников к реалиям современной жизни.
Обучаясь, я сама учусь ценить время: урок - то мгновение в жизни, которое способно открыть целый мир; радоваться простым вещам: дети переживают бурную радость, воспринимая окружающий мир - дождь, солнце, первый цветок, появившийся из-под снега; рисковать с умом: вдохновляясь азартом детей, которым изначально не свойственно чувство страха перед неудачей, я открываюсь новому; быть терпеливой: принимать своих учеников со всеми  положительными и отрицательными чертами, удерживать себя от проявления негативных эмоций, быть толерантным; сочувствовать, сопереживать, сострадать, соучаствовать в жизни своих учеников.
Вместе, рука об руку, мы учим и учимся, открываем и удивляем, изменяем и изменяемся, находим свои пути в жизни и профессии. Спасибо моим ученикам и их терпеливым родителям.

Оксана АРСЕНТЬЕВА, учитель социально-бытовой ориентировки СКОШИ №108