Право на образование - одно из существенных конституционных социальных прав граждан, которое создает предпосылку как для развития личности, так и для развития общества в целом. Особое место, конечно, занимает проблема инклюзивного образования. В Москве реализуют инклюзивное образование, в этой работе участвовали и участвуют государственные и общественные организации, выстраивая межведомственное взаимодействие Департамента социальной защиты населения, Департамента образования, Департамента культуры, Департамента физической культуры и спорта. Создание доступной среды, подготовка специального оборудования, подготовка профессиональных кадров - все это реализуют в нашем городе, плюс к этому создана межведомственная рабочая группа, в которую входят представители департаментов по разработке специальных условий обучения и воспитания детей-инвалидов, утвержден ведомственный перечень предоставления услуг и работ, которые оказывает Департамент образования, усовершенствована работа психолого-педагогических комиссий. Вместе с тем сегодня в реализации программы инклюзивного образования есть, конечно, очень много проблем, хотя в Москве очень много сделано для того, чтобы реализовать государственную программу «Доступная среда». В последнее время Департамент образования очень активно взаимодействует с общественными организациями, слушает и слышит общественников и семьи, которые воспитывают детей-инвалидов. Сегодня общественные организации, аппарат уполномоченного по правам человека и государственные структуры стали обсуждать проблемы и решать их, сложилось конструктивное взаимодействие с Департаментом образования по решению многих проблем детей-инвалидов, это очень важная составляющая работы гражданского общества и аппарата уполномоченного. Только тогда, когда мы обсуждаем проблемы и преодолеваем их, удается делать шаги вперед. Москва всегда была лидером в образовании, выступала с инициативами, поэтому мы обратились в Правительство Москвы с предложение о выработке в перспективе своих, московских, образовательных стандартов для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Помню, как тогдашний министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, выступая на московском педагогическом совете и анализируя инновации в столице, сказал: «Если Москва чихнет, болеет вся Россия!» Я желаю, чтобы и вся Россия, и Москва двигались в том направлении, в котором мы будем соблюдать права детей, имеющих инвалидность.