Это большая категория детей, которая условно может быть разделена на две группы. Первая группа - дети, испытывающие трудности, не связанные с состоянием их здоровья (с педагогической запущенностью, социальной депривацией, ранними девиациями).
Ко второй группе относятся дети, трудности которых обусловлены особенностями развития и состояния их здоровья. Иными словами, это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие дети либо имеют статус «ребенок-инвалид», либо нет.
Нормативными документами на всех уровнях общего образования заложена адресная помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального, основного и среднего общего образования программа коррекционной работы (ПКР) обязательно включается в содержательный раздел основной образовательной программы школы. Она должна обеспечивать выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а также осуществление индивидуально ориентированной, комплексной помощи таким детям не только в освоении учебного материала, но и адаптации среди сверстников.
И в законе об образовании, и в Федеральных государственных образовательных стандартах продекларирована необходимость реализации для детей с ОВЗ адаптированных образовательных программ. Мы понимаем сейчас, что главная задача - разработка адаптированных программ, потому что учителю нужно дать технологический пакет и рекомендации, которые он будет использовать в работе с каждым ребенком, имеющим данный статус.
В дополнительном образовании также заложен большой ресурс для коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ. В настоящее время принята классификация программ дополнительного образования по шести направленностям. В рамках социально-педагогической направленности возможна реализация коррекционно-развивающих и профилактических программ для оказания адресной помощи детям, в ней нуждающимся. Это могут быть психологические и логопедические занятия, а также занятия с дефектологом.
Образовательные организации, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, предоставляют такие государственные услуги, как:
- оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
- создание специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Комплексную помощь предоставляют образовательные организации по заключению психолого-медико-педагогического консилиума. В его состав входят специалисты образовательной организации. Если же заключение консилиума ведет к необходимости дополнительного финансирования школы, то в состав включают независимых экспертов. Сейчас мы разрабатываем новый алгоритм деятельности консилиума.
Услуга по созданию специальных условий образования предоставляется детям, имеющим наиболее серьезные проблемы здоровья, и это не только дети со статусом «ребенок-инвалид». Решение о создании специальных условий принимает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия.
При финансировании образовательной организации ко всем утвержденным нормативам применяют повышающие коэффициенты в зависимости от сложности заболевания. К сожалению, не все образовательные организации грамотно пользуются этими возможностями и внутренними ресурсами, поэтому необходимо проведение разъяснительной работы о получении финансирования на работу с особым ребенком.
В случае если школа предоставляет такие услуги самостоятельно и получает дополнительное финансирование, то она берет на себя еще и дополнительные обязательства, в первую очередь перед родителями, перед Департаментом образования как учредителем в том, что специальные условия действительно будут созданы.
Какими должны быть эти условия - это тоже вопрос, над которым мы сейчас работаем, пришло время, когда должен быть разработан единый по городу Москве порядок оказания психолого-педагогической помощи детям.
При этом необходим дифференцированный подход к финансированию услуг, так как проблемы у детей разные. Одну проблему можно скорректировать полугодовым курсом, а где-то ребенок требует постоянного сопровождения. Это совершенно разные затраты - и кадровые, и финансовые, и временные.
Помощь могут также оказывать на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. 10 февраля 2015 года вышло письмо Министерства образования и науки РФ №ВК-268/07, в котором сказано о совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи с учетом изменения норм Федерального закона «Об образовании в РФ».
В настоящее время в Москве работают тринадцать центров, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В каждом центре сложилась своя уникальная практика работы с детьми. Есть центры, которые специализируются на оказании ранней помощи, на работе с одаренными детьми, профессиональной ориентации детей с особенностями в развитии. Программ много, программы разные.
В ходе анализа деятельности центров был проведен опрос родителей. По результатам опроса выяснилось, что услуга, которая востребована родителями в том или ином районе, не всегда доступна им непосредственно на территории, где проживает семья.
Наша задача - обобщить опыт, который сейчас сложился в разных центрах, и транслировать его на все образовательное пространство Москвы.
На нынешнем этапе основные направления совершенствования деятельности центров:
 расширение содержания деятельности;
 увеличение охвата различных категорий детей (детей с ОВЗ и детей-инвалидов, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально опасном положении, детей, склонных к поведенческим рискам, и других);
    разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей и их ближайшего окружения;
 приведение условий сопровождения в соответствие с требованиями надзорных органов;
 психологизация образовательной среды.
Учитывая тенденции нашего региона, направленные на стандартизацию услуг, оптимизацию административно-управленческого аппарата, в Москве принято решение о разработке централизованной модели оказания психолого-педагогической помощи детям.
Реализация такой модели предполагает создание городского психолого-педагогического центра с территориальными отделениями, которые распределятся в соответствии со спецификой расположения, численностью детского населения и потребностью в помощи.
Эта структура позволит обеспечить высокую централизацию управления, сокращение расходов на административно-управленческий персонал, реализацию единого стандарта услуг, рациональное использование кадровых и финансовых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности.
Приоритетные направления деятельности:
- ресурсное обеспечение инклюзивного образования детей с ОВЗ;
- деятельность по профилактике детского неблагополучия (школьная неуспешность, отставание в развитии, проблемы в адаптации).
При Департаменте образования создана рабочая группа, которая разрабатывает модель организации и предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Рабочая группа также оценивает ресурсы организаций, предоставляющих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, -  кадровые, управленческие, информационно-методические, материально-технические, разрабатывает порядок оказания помощи разным категориям детей.
В Москве есть уникальная возможность - создание единой системы учета учащихся и воспитанников, нуждающихся в помощи и испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Это задача, которую нужно решить в ближайшее время.
Услуги центра должны стать доступными для любой московской семьи, которая нуждается в помощи специалистов, соответствовать современным требованиям к организации такой помощи. И именно на это направлены усилия как Департамента образования, так и педагогического сообщества Москвы.

Любовь ОЛТАРЖЕВСКАЯ, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие»