Москве сформирована и работает система оказания качественных и доступных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.
Сегодня в школах Москвы обучают более 53 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, из них более 20 тысяч - дети-инвалиды, из них осваивают программы:
- дошкольного образования - 5148 детей-инвалидов,
- общего образования, в том числе по адаптированным программам, - 13 498 детей-инвалидов;
- среднего профессионального образования - 1878 детей-инвалидов.
Для реализации образовательных запросов московских семей и обеспечения доступности дошкольного образования созданы вариативные формы дошкольного образования.
В столице все дети-инвалиды и дети, родители которых инвалиды, обеспечены местами в дошкольных отделениях образовательных организаций. Детям-инвалидам предоставляют право на первоочередное зачисление в дошкольное отделение школы или в детский сад.
В столице развивают сеть адаптированных групп кратковременного пребывания:
- количество групп компенсирующей направленности в ОО - 2318;
- количество групп комбинированной направленности, в которых успешно реализуют инклюзивные практики, совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, в ОО - 724.
Для поступления с 1 сентября 2015 года и в последующие годы зарегистрированы более 2 тыс. детей-инвалидов.
В связи с организацией обучения по индивидуальным образовательным планам и необходимостью увеличения времени для освоения Стандарта, ограничений по возрасту для детей-инвалидов нет и услуги по получению общего образования финансируют в полном объеме.
В настоящее время 3751 обучающийся старше 18 лет получает образование, из них в учреждениях, подведомственных Департаменту образования, - 2352.
По Закону «Об образовании в РФ» любая образовательная организация может и должна предоставить ребенку любые образовательные программы, любые формы обучения.
Москва, выполняя обязательства по сохранению гарантии на получение образования, решает такие задачи:
- сделать школу рядом с домом доступной и удобной и для детей-инвалидов;
- расширить их круг общения и возможностей;
- обеспечить ребенку-инвалиду достижение такого образовательного результата, который в дальнейшем определит его жизнь и место в обществе как равного среди равных.
В 2011 году 79 столичных коррекционных школ обучали таких детей по специальным коррекционным программам, но только 1607 специалистов и педагогов умели работать с детьми с особыми образовательными потребностями. Путь мамы с ребенком до школы подчас занимал до полутора часов. В 2015 году все эти 79 образовательных подразделений сохранены, из них в организациях Департамента социальной защиты населения (специальные (коррекционные) образовательные организации, сменившие ведомственное подчинение) - 19, для детей-сирот - 7, 19 специальных (коррекционных) организаций вошли отдельными подразделениями в состав общеобразовательных школ, увеличив спектр реализуемых адаптированных программ, но к ним прибавились 316 школ по месту жительства, в которых дети-инвалиды имеют все необходимые условия, квалифицированных специалистов, педагогов и включены в общую образовательную деятельность: уроки и кружки, праздники и олимпиады, походы и экскурсии.
Число московских семей, предпочитающих для своего ребенка-инвалида инклюзивную школу, в 2014 году возросло почти на 2000 (в 2011 году - 6786, в 2014-м - 8136).
Выросло и количество педагогов, специалистов, готовых ответить на запросы таких семей: в 2013 году их было 42661, а в 2014-м - 63991.
В штатное расписание образовательных организаций, в которых обучают детей-инвалидов, включены более 200 ставок тьюторов.
Создана и работает межведомственная рабочая группа (департаменты образования, здравоохранения, социальной защиты населения, главное бюро медико-социальной экспертизы по
г. Москве) по разработке специальных условий обучения и воспитания детей-инвалидов. Как результат - комплексное сопровождение особого ребенка в образовательном пространстве города при осуществлении межведомственного взаимодействия всех заинтересованных ведомств.
Основание для создания специальных условий обучения и воспитания для реализации адаптированных программ для детей, не имеющих статуса «ребенок-инвалид», - заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»). Миссия ЦПМПК - обеспечение права ребенка на образование, адекватное его уровню развития и возможностям здоровья путем выявления специальных образовательных потребностей и определения условий, необходимых для развития ребенка, получения образования, адаптации и социализации.  Создание единой ЦПМПК позволяет реализовывать единый алгоритм получения данной услуги на территории города.
Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых государственными (выполняемых) организациями, находящимися в ведении Департамента образования, утвержденный приказом ДОгМ от 9 декабря 2013 г. №823, в рамках государственного задания предусматривает:
Государственные услуги:
- «предоставление специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья»;
- «предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».
Государственные работы:
- «предоставление психолого-педагогического сопровождения и методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ»;
- «проведение психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников».
Образовательные услуги по адаптированным образовательным программам предоставляют в полном объеме, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяют адаптированной программой и индивидуальным учебным планом в соответствии с медицинским заключением и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
Обучение московских школьников сегодня обеспечено нормативным финансированием по государственному заданию, которое получает учреждение на каждого обучающегося.
На ребенка-инвалида нормативы в соответствии с введенными коэффициентами возрастают в 2-3 раза.  Таким образом, финансовое обеспечение на такого ребенка превышает 400 тысяч рублей в год.
Большие московские школы равных возможностей способны обеспечить любые специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями: специальные программы и учебники, помощь тьютора или ассистента, подъемники и технические средства обучения.  При достойном финансировании ребенка-инвалида школа охотно берется за его обучение, расширяет образовательные, социальные и коммуникативные возможности и детей-инвалидов, и здоровых ребят, их сверстников.