До многих поселков из столицы Поморья нужно добираться почти сутки. Проблемы глубинки могли оставаться terra incognita весьма продолжительное время. Но не сегодня. Администраторы вмиг свяжут самые заповедные кущи со специалистами центра. Проект позволяет с помощью системы видео-конференц-связи взаимодействовать со всеми муниципальными районами области. Цифровое кольцо стало важным инструментом для повышения квалификации учителей, обучения детей и родителей, для взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Архангельской области.
В муниципальных центрах установили комплекты оборудования - это интерактивная доска, мультимедиапроектор, персональный компьютер, кодек видео-конференц-связи, осуществляющий кодирующую/декодирующую и приемно-передающую функции. Эти комплекты были подготовлены с учетом возможности их использования не только для проведения видеоконференций, но и организации всего образовательного процесса.
Через систему видео-конференц-связи осуществляется одновременная связь со всеми подключенными точками. Сейчас к системе подключены все 25 муниципальных образований, где действует 44 муниципальных центра. Ряд городов и районов формируют на основе системы свои «кольца». Получается такое техническое «ожерелье» - когда местные кольца объединяются одним общим кругом.
«Ожерелье» пользуется огромной популярностью. Так, используя базу цифрового кольца, различные министерства и ведомства, органы государственной власти и местного самоуправления Архангельской области проводят информационно-методические и информационно-консультативные совещания. Временно исполняющий обязанности губернатора Игорь Орлов нередко обращается к возможностям кольца - проводит селекторные совещания и общается с блогерами. Игорь Скубенко также не упускает шанс пообщаться со всеми, у кого накопились к нему вопросы, запустив в эфир интерактивный «Час министра». И вот что удивительно, когда он только-только стал пропагандировать такую форму работы, вопросов было так много, что Игорь Васильевич едва успевал отвечать на них и встречался со своими онлайн-собеседниками раз в месяц, сейчас люди требуют от министра образования отчет по интересующим их делам все реже (проблемы решаются?!), их облачные свидания сократились до часа в квартал!
Благодаря возможностям цифрового образовательного кольца стало реальным многое: дистанционные уроки, подготовка к олимпиадам, внеурочная и профориентационная деятельность.
Педагоги - победители приоритетного национального проекта «Образование», участники регионального клуба «Учитель года», учителя высшей категории проводят онлайн-уроки для школьников области. Записи виртуальных уроков выкладываются в Интернет. Любой желающий может ознакомиться с их содержанием.
Первая областная телевизионная гуманитарная олимпиада «Наследники Ломоносова», региональный этап телепроекта «Умницы и умники», тоже не обошлась без помощи кольца. Первый отборочный тур проходил на его базе. Около ста школьников из одиннадцати муниципальных образований приняли участие в конкурсе эссе. Школьники из районов писали у себя на местах, архангельские ребята - в областном Институте открытого образования. Прозрачность процедуры обеспечивало видеонаблюдение в аудиториях. В режиме видео-конференц-связи за ходом работы следили специалисты Министерства образования и науки Архангельской области. Жеребьевка, которая определила состав троек игроков и их очередность, также проходила в Институте открытого образования посредством ЦОК. Такой онлайн-формат обеспечил прозрачность процесса.
И для I регионального командного турнира по робототехнике кольцо стало существенным подспорьем. На турнир было заявлено около 40 команд, это более 100 школьников из 8 муниципальных образований. Команды собирали и программировали LEGO-роботов, которые должны были совершить различные манипуляции. Искусственный интеллект «изучал» ситуацию на поле и «принимал решение» на основе анализа или информации, поступающей с датчиков. Школьники у себя на местах писали программы для роботов, которые отправляли на сайт турнира. В центральном узле цифрового кольца, который находится в Институте открытого образования, жюри под наблюдением камер подключало роботов к программам команд, проверяло точность исполнения и ставило оценки. Динамика баллов транслировалась онлайн на сайте турнира, и ребята могли наблюдать за всем процессом и выставлением оценок дистанционно.
А еще в Институте открытого образования действует интерактивный профориентационный проект «Карьера в Архангельской области: перспективы и возможности». В числе организаторов проекта - региональное правительство, Министерство образования и науки, Министерство труда, занятости и социального развития. Создан этот проект, чтобы облегчить детям выбор профессии. Это регулярные тематические отраслевые встречи 9-11-классниковов и их родителей с потенциальными работодателями и представителями организаций среднего профессионального образования в рамках цифрового образовательного кольца. Каждая новая встреча посвящается отдельной профессиональной сфере и раскрывает возможности построения карьеры: условия обучения и работы, спектр специальностей в разных отраслях. ЦОК позволяет охватить максимальное количество участников. В начале 2015 года была запущена «дочерняя» версия проекта - «Формула профессии». Здесь школьники и их родители глубже погружаются в детали профессии и также имеют возможность получить все интересующие вопросы из первых уст.
В рамках программы просвещения родителей по вопросам детской психологии и педагогики региональное Министерство образования и науки совместно с Архангельским областным институтом открытого образования проводят масштабные родительские собрания. Эта работа ведется в рамках выполнения поручения президента (на встрече главы государства с представителями Общероссийского народного фронта был поднят вопрос о повышении компетенции родителей, воспитывающих детей начиная от дошкольного возраста до старшей школьной ступени). Помочь разобраться в различных жизненных ситуациях - главная цель специальной концепции, разработанной в Архангельской области. Система цифрового образовательного кольца позволяет объединять представителей из всех муниципальных образований Поморья.
Повышение квалификации, дистанционная школа ФГОС, «Школа экспертов», «Школа руководителя» (формирование управленческой компетентности по вопросам введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов, обобщение и распространение передового управленческого опыта руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных организаций области). Кольцо приходит на помощь в каждом подобном случае. Практический опыт, представленный участниками семинара на занятиях, положил уже начало формированию собственной кейсотеки.
Архангельский областной институт открытого образования служит ресурсным центром в регионе по повышению финансовой грамотности и осуществляет комплексное сопровождение реализации проекта. Информационное обеспечение реализации проекта осуществляется через сайт http://fingramota.onedu.ru/, где можно найти информацию о новостях, ознакомиться с документами, задать вопрос финансовому эксперту, просмотреть видеолекции и видеоролики по финансовой грамотности. Архангельская область - один из пяти регионов по апробации модульной дополнительной образовательной программы и учебных материалов.
Кольцо объединило не только оторванные друг от друга поселки региона, оно позволяет учителям Поморья делиться опытом и дружить с коллегами из других стран. И никакая нелетная погода не сможет теперь прервать полет их творческой мысли, готовой беспрепятственно лететь по паутине «ожерелья».
Создатели кольца постоянно совершенствуют систему. Так, например, ведется работа по развитию банка записей мероприятий, образовательного контента. Для более эффективного и удобного использования этих ресурсов планируется создание системы, позволяющей доставлять контент индивидуально каждому абоненту. В перспективе - запуск нового проекта «Образовательное интернет-телевидение Архангельской области». А это значит, что сила кольца будет только расти.