- Игорь Васильевич, мы в нашей газете уже рассказывали («Учительская газета» №10 от
10 марта 2015 года) о том, что помогает вашим школам соответствовать высокому уровню качества образования, отмеченному рейтингом наиболее успешных школ России. А какие задачи стоят сегодня перед региональной системой образования, есть ли сложности?
- Вы знаете, сфера образования всегда находится на особом счету. Так или иначе, но подавляющее большинство семей связано с этой отраслью: у кого-то дети ходят в сад или школу, вуз, кто-то работает в нашей системе. Но образование - это не только учебные заведения. Поэтому, когда я пришел работать в министерство, одним из приоритетов для меня стало усиление сферы опеки и попечительства. Без увеличения общей штатной численности министерства было создано специальное управление.
Социальная защита детей задача многогранная, и каждое решение не может быть шаблонным. Это судьбы людей! К каждому случаю мы стараемся подходить индивидуально. В чем-то реально советуясь с прокуратурой, которая осуществляет надзор, чтобы ничего не нарушить, не напутать. Знаете, буквально вчера мне звонил прокурор, и то, что она сказала о нашей работе, было очень приятно слышать. Когда я только начал работать, одна из первых встреч состоялась именно с этим представителем власти, призванным следить за соблюдением законности. Мы провели тогда в рассмотрении наших дел два часа, и была масса всевозможных замечаний. И вот положительные изменения стали заметны даже таким въедливым экспертам.
Деятельность Управления социально-педагогической поддержки, реабилитации и семейных форм устройства детей я курирую персонально.
- Люди это ценят?
- В сентябре мы впервые проведем съезд приемных родителей, он позволит воочию увидеть реакцию людей на нашу работу. Еще зимой несколько приемных родителей пришли ко мне на прием, и пока мы общались, возникла идея о необходимости такого большого форума, чтобы обсудить все проблемы, которые встают сегодня перед теми, кто решился на непростой шаг - взять на воспитание ребенка. Таким родителям необходимы общение между собой, рекомендации специалистов, уверенность, что они делают все правильно и их поддерживает государство. Думаю, такие встречи станут у нас традиционными.
- У  вас прошел региональный этап телевизионной олимпиады «Умницы и умники», а воспоминания об этом интерактивном шоу живы до сих пор.
- Да, нам очень понравилась идея проведения этого известного интеллектуального состязания. Инициатива проведения регионального этапа «Умниц и умников» принадлежала губернатору Игорю Орлову. Игорь Анатольевич встретился с Юрием Вяземским в Москве, возглавил жюри в одной из программ, после чего они договорились о проведении тура в Архангельской области. В итоге Юрий Павлович отобрал для участия в съемках семерых наших ребят. Как он отметил, впервые такое количество ребят из одного региона было приглашено на съемки в Москву. Этот проект у нас получился. И есть принципиальная поддержка губернатора в том, чтобы он стал традиционным. А ведь в проекте участвовали не только олимпиадники, обычные дети, в том числе из удаленных районов области, которые проявили себя замечательно.
- Насколько мне известно, участниками викторины стали не только ученики общеобразовательных школ, но и воспитанники «коррекционки»?
- Мы не ставим никаких границ между ребятами, которые обучаются в коррекционных школах и в обычных. Опять же напомню про индивидуальный подход к таким воспитанникам. В то же время мы не призываем всех руководителей образовательных учреждений стремиться к тотальному охвату инклюзивным образованием. Коррекционные школы были, есть и будут - все-таки очень разная специфика заболеваний и путей реабилитации. Но то, что ребята смогли попробовать свои силы в интеллектуальном шоу, - это замечательно.
- Какими достижениями вы еще особенно гордитесь?
- Мы вошли в пятерку пилотных регионов, которые будут обучать школьников азам финансовой грамотности. Образовательная программа, которую предстоит внедрить, была инициирована федеральным Министерством финансов совместно с Минобрнауки РФ. Мы сразу поняли, как это важно сегодня в непростых экономических реалиях обучать тому, как необходимо действовать в тех или иных ситуациях. Как уберечь наших взрослых и детей от мошенников, старающихся нажиться на наивности. Проект мы реализуем совместно с Министерством финансов Архангельской области. Для того чтобы это стало реальностью, принята соответствующая региональная программа по повышению финансовой грамотности, выделены определенные средства из областного бюджета на то, чтобы подготовить материалы, обучить педагогов.
- На какие образцы вы вообще равняетесь в своей деятельности?
- Ориентируюсь на исторически сложившиеся традиции в регионе. Для меня важно, чтобы каждый обучающийся показывал такие результаты, на которые он способен. Чтобы не происходило определенного нивелирования возможностей наших детей. Тогда я мог бы сказать, что у нас система образования качественная. Значит, мои коллеги, педагоги, руководители, подходят индивидуально к каждому обучающемуся. Понятно, стартовые условия разные, зависят от достатка семьи, от уровня образования родителей, возможностей, и каждый к старту подходит подготовленным по-разному. И на этом этапе очень многое зависит от наших педагогов.
В этом году мы передали Татарстану переходящее знамя олимпиады по информатике, с помощью Северного (Арктического) федерального университета провели в Архангельске федеральный этап. И во время общения с коллегами осознали, что наше стремление правильно распределить те ресурсы, которые у нас есть, и создание цифровых моделей приносят значительные результаты.
- Можно ли профессию педагога назвать популярной в области?
- Популярность этой профессии можно оценить по конкурсу в наши колледжи и вузы на профильные факультеты! Он растет. Из сегодняшних трендов - сокращение вакансий даже в самых отдаленных школах. Я получаю письма из других регионов с просьбами о приеме на работу. Замечу, что ни одно обращение не остается без внимания.
Мы стараемся с главами муниципальных образований решать жилищные вопросы. Особенно в сельской местности. Сегодня работать там экономически выгодно. Средняя заработная плата у педагога сельской школы не меньше, чем в городе. Предоставляем меры социальной поддержки. Это и оплата коммунальных услуг, молодым специалистам единовременная выплата в размере 100000 рублей. Мы стали участниками нового проекта по оплате молодым педагогам первоначального взноса по ипотечному кредитованию. Эта программа показала свою эффективность, конечно же, она востребована. Поэтому есть поручение главы региона Игоря Орлова проработать вопрос о продолжении этого популярного проекта.
- Архангельская область огромна, а населенные пункты далеко друг от друга, есть ли у детей возможность получать хорошее образование, не покидая родительского дома?
- Вы знаете, расчеты показывают, что на квадратный километр у нас приходится два человека! Безусловно, сложная доступность многих территорий, есть много поселений с небольшим количеством жителей. Поэтому процесс оптимизации явление вполне понятное и экономически обусловленное. Но к предложениям о закрытии той или иной школы из-за «нерентабельности» мы подходим коллегиально. Здесь вопрос экономики все же должен уходить на второй план.
Я обязательно выезжаю в районы, чтобы контролировать ситуацию лично, обсуждаем проблему с населением.
Что касается крупных городов, то у нас 16 процентов школ работают во вторую смену. Мы очень надеемся, что новый федеральный проект по созданию новых мест в общеобразовательных организациях поможет исправить эту ситуацию. Уже идет работа по выстраиванию соответствующей «дорожной карты». Будем стараться найти необходимое софинансирование из областного бюджета, чтобы свести к нулю статистику по вторым сменам.
- Архангельская область славится мастерами, как вы сохраняете традиции ремесел?
- Мы вообще серьезно подошли к модернизации профессионального образования. У нас много абсолютно уникальных учебных заведений. И даже такое, как косторезное училище, которое находится на родине Михаила Васильевича, на острове, в Холмогорском районе в селе Ломоносово, как оно сейчас называется. Сейчас там завершается строительство нового здания, просторного, несмотря на то что сейчас там всего несколько студентов. Но мы понимаем, что это специалисты исключительные, то, что они делают, - штучный товар. Наша задача состоит не только в том, чтобы сохранить статус косторезного училища, мы должны активно задействовать возможности, которые появляются с вводом нового здания. Например, используя сетевое взаимодействие между педагогическими колледжами и училищем, мы можем организовать в Ломоносово подготовку педагогов дополнительного образования. Такая консолидация будет способствовать оживлению студенческой жизни в селе. Это место будет весьма важным для профориентации ребят, которые учатся в художественных школах региона. Надеюсь, так у нас получится отбор одаренных ребят, которым посчастливится приобщиться к традициям поморских мастеров. А они у нас мирового уровня и признания. То, что они делают из кости, дорогого стоит во всех отношениях.
- А ведь это небось только малая толика ваших задумок?
- Да, планов у нас громадье. Мне нравится, что и коллеги у меня с идеями, мы обсуждаем и с энтузиазмом беремся за все новое, интересное, что сегодня появляется. Мы готовы принять любые предложения в наш адрес от Федерации, включимся в любые инновационные проекты, направленные на развитие образования. Наш регион открытый, приветливый, доброжелательный, гостеприимный.

Архангельская область
фото автора