Среди детей немало таких, которые получают истинное удовольствие от новых знаний и которым в голову не придет отлынивать от уроков. Школы им мало - они и в свободное от школьных занятий время тренируют память, пополняют интеллектуальный багаж. Таких детей называют одаренными, потому что способность и неугасимое желание учиться - уже талант. А в будущем именно они станут учеными, новаторами, открывателями неизведанного.
 
Что нужно делать, чтобы на нашей российской земле не переводились таланты и гении? Как их заметить и, главное, не прозевать? Как часто и отстающие ученики, и наделенные особым даром одинаково неудобны учителю! Одни постоянно тормозят учебный процесс, другие безостановочно устремляются вперед, а ведь есть еще целый класс обычных ребят. И педагоги, естественно, не могут раздваиваться, вот и приходится им придерживать сильных и тянуть слабых.
Сегодня нет единого мнения, как обучать  одаренных - вместе со всеми или создавать для них специальные элитные школы или классы. В разных регионах эта проблема решается по-разному.
В городе Кирове есть школа для одаренных детей, но не обычная, а дополнительная. Теперь это Вятский центр дополнительного образования, созданный, конечно, для одаренных детей, которым, прямо надо сказать, занятий в обычной школе не хватает. Возглавляет его Екатерина Николаевна Перминова, которая еще студенткой вела кружки математики в школах. Здесь же кружки работают по четырем направлениям: математика, физика, химия и биология. Приглашаются все желающие. Никакого отбора нет, хотя основная цель центра - отыскать талантливых детей. В процессе занятий многие сами отсеиваются естественным образом, поняв, что это не для них, - слишком сложные дают задания, поэтому никаких претензий у родителей не бывает.
Здесь приняты на вооружение три формы обучения - очная, заочная и по переписке. Ребята из Кирова и близлежащих к городу районов занимаются очно. Заочное отделение - для школьников из других регионов. Есть обучение по переписке: учитель - ученик (преимущественно по электронной, но также и по обычной почте). Этот способ обучения обычно используется ребятами из отдаленных районов области. Ученик получает из центра задание, выполняет его с помощью своего учителя, с которым общается по переписке, и отправляет обратно конкретному педагогу центра. Учителя центра для одаренных детей выработали свой стиль общения с учениками, неформальный, очень уважительный по отношению к ученику, получающему обстоятельный и подробный разбор его работы.
Всероссийские и международные конкурсы и олимпиады школьников - огромное достижение центра и значительный участок его работы. Наиболее популярные из них «Турнир юных биологов», «Уральский турнир юных математиков», причем состязания одаренных детей проходят не только в самом Кирове и на Урале, но и в других городах России, поддерживающих эти начинания Вятского центра дополнительного образования для одаренных детей. Стали международными начатые в Кирове олимпиада имени Леонарда Эйлера, «Кенгуру - математика для всех».
Конкурсы для одаренных детей стали так популярны и любимы одаренными детьми, что в центре решили выйти за рамки направления естественных наук и организовали турнир «Русский медвежонок - языкознание для всех» (по аналогии с математическим конкурсом «Кенгуру»). Вот уже более десяти лет как конкурс стал популярным не только в России. Научное руководство осуществляет Московский институт лингвистики РГГУ, где разрабатываются варианты заданий. В нем участвуют школьники со второго до одиннадцатого класса, причем этот конкурс проходит прямо в школах, где учатся дети, одновременно в России и других странах. Все выполняют одинаковые для классных параллелей задания и ответ отправляют в вятский центр для проверки. О масштабе «умной тусовки» говорят такие цифры: если в первые годы в ней участвовали сотни тысяч российских, белорусских, украинских, казахских детей, то сейчас число участников насчитывает миллионы. К этой международной игре подключились дети из 36 стран: Армении, Латвии, Киргизии, США, Китая, Израиля, Германии, Англии и других.
А вот отзывы самих юных «медвежат»: «Мы до потери пульса спорили о правописании слов, названных в задании. Спорили еще и об их толковании»; «Для меня вопросы были не столько трудными, сколько любопытными, не только на знание русского языка, но и на сообразительность, интуицию, логику». Например: «Как называется наука о происхождении слов? Этология; этимология; энтомология». Ребятам не только занятно отвечать на такие вопросы, но и весело.
Но вот закончен учебный год, а что делать в летние каникулы? У Вятского центра дополнительного образования есть свой летний лагерь, который, по существу, представляет собой веселую многопредметную школу, где ребята отдыхают, погружаясь в любимый предмет, и учатся, отдыхая на лоне природы. Лагерь «Вишкиль» (название деревни) расположен на берегу реки Вятки в сосновом лесу. Природа благоприятная и для учебы, и для отдыха. Эти места особо привлекательны и для художников. Сами дети называют свой лагерь чудеснейшим уголком планеты Земля.
Лагерь довольно большой, на 400 детей, но попасть туда непросто. Нужно выполнить вступительную работу по любимому предмету, выдержать конкурс, хотя есть и такие ученики, кто зачисляется вне конкурса. В общем, в эту детскую республику может попасть любой, кто любит и умеет решать математические задачи, ставить физические и химические опыты, изучать живую природу: надо только любить свой предмет и хотеть им заниматься. А для самых талантливых учеников здесь есть специальные группы «профи», которые ведут наиболее опытные преподаватели. Здесь сложилась уникальная команда преподавателей, высококлассных профессионалов по работе с одаренными школьниками, представляющих различные регионы, а также из бывших учеников летней школы - студентов МГУ, СПбГУ и других сильнейших вузов.
Летний лагерь-школа существует уже тридцать лет, у его истоков стояли нынешние руководители вятского центра, он и создан усилиями директора центра Екатерины Перминовой и ее заместителя, заслуженного учителя РФ Игоря Рубанова, человека  яркого, неутомимого организатора новых начинаний. Игорь Соломонович при организации лагеря использовал свой опыт устройства подобной школы в Ленинградской области. Стараниями организаторов детский лагерь превратился из регионального учреждения сначала во всероссийский, а затем и в международный детский лагерь. Здесь занимаются и отдыхают дети из разных городов, от Иркутска до Парижа.
Профиль лагеря-школы сохранен, здесь действуют четыре потока: математический, физический, биологический и химический. Дети четыре дня учатся, на пятый отдыхают. С одаренными детьми занимаются одаренные преподаватели, приглашенные из разных городов страны, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга. Они ставят перед собой задачу развивать у ребят стиль научного мышления - математического, физического, химического, биологического.
Вполне естественно, что многие воспитанники педагогов дополнительного образования идут в науку: поступают в престижные отечественные вузы, после получения диплома продолжают учиться, становятся кандидатами и докторами наук.
Неудивительно, что с выбором профессии «вишкильцы» определяются раньше своих сверстников и, как правило, безошибочно. Скажем, старшеклассник Максим Зоненко собирается стать врачом, поэтому выбрал биологическое направление. В свободное время мальчик собирает коллекции насекомых, затем описывает их в своем дневнике.
- Очень интересно наблюдать за нашими питомцами, - говорит Екатерина Николаевна Перминова, - как они быстро взрослеют, развивают свой интеллект, затевают научные споры.
Творчески мыслящие ребята не довольствуются теми заданиями, которые предлагают педагоги, и сами придумывают нестандартные задачи, которые можно решить несколькими нестандартными способами. Есть в лагере математические вундеркинды, способные доказать, к примеру, теорему гармоничного треугольника за пять минут, что многим взрослым с образованием не под силу. С ними занимается доктор математических наук из Ульяновска Леонид Самойлов.
Учиться для этих детей - значит увлекательно проводить время. Учиться престижно, все настроены на самый высокий результат. В лагере не встретишь ни одного ребенка, которому было бы скучно, которому надоело заниматься. Есть кружки робототехники, электроники, 3D-технологии, образовательные конструкторы. Отдыхают юные «вишкильцы» так же увлеченно, как и учатся. Для желающих работают различные клубы, факультативы: музыкальный, литературный, киноклуб и другие, очень популярен клуб интеллектуальных игр. Выпускается газета, проводятся конкурсы и викторины. У каждого свой любимый вид спорта: теннис, футбол, волейбол, плавание.
Российский генетик и детский врач Владимир Солониченко писал, что человека можно сравнить с алмазом, но некоторые из них можно превратить в бриллианты. Это зависит от педагога, поэтому главная специальность на земле - педагогика. Какими будут одаренные дети, которые сегодня сидят за партами? Во многом, если не сказать в решающей степени, это зависит от педагогов, которые с ними работают. В Кирове к одаренным детям относятся бережно, как к алмазам, которые после огранки могут стать бриллиантами. За этими громкими словами наша надежда, что поколение сегодняшних школьников раскроет свои возможности, реализует свои таланты и сделает свою жизнь творчески богатой и интересной, и мы услышим новые имена, которыми будем гордиться.

Киров