Люблю бродить по уже знакомым тропинкам и останавливаться, будто в Третьяковской галерее, перед знакомыми «картинами». Вот небольшая березовая роща, и у Шишкина полотно «Березовая роща», чуть дальше - три дуба, как три богатыря, а у Шишкина картина «Дубы». И «Лесную глушь» его я встретила, хотя, конечно, в парке Лосиный Остров таких мест остается все меньше, парк застраивается, обезлесивает.
Однажды здесь же я познакомилась с учителем мировой художественной культуры Мариной Нестеровой (кстати, дальней родственницей художника Нестерова). Она вместе со своими учениками приходит в этот парк, чтобы провести урок. Часто получается интегрированное занятие, где речь идет об экологии и искусстве, художниках, их умении передавать пейзажи родной природы и о роли настоящего гражданина в том, чтобы беречь природу, чтобы знать свое и мировое искусство и сохранять его для будущих поколений.
Как-то Марина Николаевна дала своим ученикам такое задание: найдите уголки парка, которые чем-то вам напоминали бы картины Шишкина, Левитана, возможно, других художников. Ребятам это задание понравилось, тем более что они его получили не перед самым выходом в парк, а за несколько дней, поэтому заранее смогли полистать альбомы и воскресить в памяти картины известных художников-пейзажистов. Пока шли по дороге, Марина Николаевна обсудила с ними тему «Человек и природа». Ребята и учитель говорили о том, что человек имеет право на свежий, чистый воздух, на отдых на природе, он обладает обязанностями по отношению к природе и в связи с этим по отношению к другим людям. Надо сказать, что во время таких походов, или, точнее сказать, уроков под открытым небом, дежурные по классу имеют особую экипировку: на них надеты фартуки и перчатки, они «вооружены» палками с наконечниками, на которые легко накалывать бумажки и пакеты, которые в большом количестве оставляют после себя отдыхающие, мальчики-дежурные несут мешки, в которые складывается весь этот мусор.
Воспитанники Нестеровой не только рассуждают об экологии, но и заботятся о чистоте парка.
Первым нашел свой пейзаж Никита.
- Посмотрите, посмотрите! - закричал он. - Вот, пожалуйста, «Заросший пруд у опушки леса» Шишкина.
- Посмотрите, это не заросший пруд, а простое болото, - возразили девочки.
- Это, конечно, заросший пруд, только не Шишкина, а Поленова, - сказал рассудительный Андрей.
- Ребята, не спорьте, ведь у каждого этот пейзаж парка может вызвать свое воспоминание, а может и вообще не вызвать никаких ассоциаций.
Дальше ребята нашли «Березовую рощу», которая тоже вызвала споры. В итоге многие решили, что уголок парка, где растут березы, больше напоминает картину Куинджи с тем же названием.
- Наши уроки под открытым небом помогают ребятам быть наблюдательными, находить ассоциации, лучше запоминать картины русских художников. А еще мы слушаем голоса леса, пение птиц, шелест листвы, лесную тишину. Всего этого очень не хватает им, городским жителям.
Уже в классе, куда Марина Николаевна меня пригласила, она рассказывала мальчишкам и девчонкам о жизни и творчестве Ивана Ивановича Шишкина. Он родился в Вятской губернии в 1831 году. В будущем году исполнится 185 лет со дня его рождения. Конечно, те леса не сравнишь с нашими подмосковными, тем более с парком, но подсмотренные великим художником и запечатленные им на полотне пейзажи волнуют посетителей Третьяковской галереи и Русского музея и невольно потом заставляют отыскивать сходство этих произведений с картинками природы.
Мастер отразил на своих картинах живой русский лес, обычные березы, ели, сосны, дубы - они стали героями его пейзажей.
Глухие еловые и сосновые заросли, в которых в любое время полутемно и прохладно, светлые березовые рощи, полные спокойствия и достоинства, дубовые рощи, колосящаяся рожь в поле - все это стало мотивами творчества художника. Он не только писал картины природы, любовался ею, он хорошо знал ее как естествоиспытатель, биолог. Его можно было назвать ученым-самоучкой.
Шишкинские картины и этюды свидетельствуют о том, что художник изучал строение дерева как ученый-ботаник. Все деревья, травы, цветы, мхи, рожь изображаются с научной достоверностью и, естественно, с большим художественным мастерством. Он знал, чем одно дерево отличается от другого, свойства, особенности каждого, взаимовлияние их друг на друга, как растут сучья на березе, а как на сосне, дубе. Он безошибочно мог передать на рисунке особенности коры того или иного дерева, его крону.
Такое впечатление производят полотна Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», а также «Рожь». Глядя на пейзажи, ощущаешь, что земля, трава, колосья совсем как живые, кажется, что их можно потрогать и удостовериться, что все это настоящее.
В середине своей творческой биографии Иван Иванович написал картину «Рубка леса». Сосны, березы, ели стоят, как великаны. Пылает костер. Виднеются люди, которые и рубят лес. Дальше рыжая лисица, наблюдающая за ними.
Излюбленным приемом мастера было изображение на фоне пейзажа излучин рек, уходящих вдаль дорог. Такие картины вызывают пространственное представление. Смотришь на поле в картине «Рожь» и представляешь его продолжение за горизонтом.
Кто-то считал пейзажи Шишкина простенькими, даже однообразными. Это не так. Рассматривая их, вспоминалось известное изречение: «Все гениальное просто». И вместе с тем мало кому удавалось и во времена Шишкина, и после него нарисовать лес с такой ботанической точностью и подробностями. И в то же время деревья на разных картинах не похожи друг на друга. Каждое дерево, как и человек, - индивидуальность. И здесь Шишкин не имеет себе равных среди российских пейзажистов.
Его картины сохраняют свое художественное значение и сегодня. Их любят рассматривать дети. Его пейзажи оптимистичны, вызывают интерес к природе, желание всматриваться в картины живого леса, находить в нем живописные места.
После рассказа о великом художнике Марина Николаевна дала ребятам такое задание: нарисовать свой вариант картины «Утро в сосновом лесу». Конечно, от детей вовсе не требовалось точно воспроизвести сосновый лес, четырех медведей, исследовавших деревья, поваленные бурей, строгую медведицу, которая следит за тем, чтобы медвежата не нарушали ее запретов. Конечно, у каждого ученика оказалась своя версия утра в сосновом лесу. Один мальчик изобразил только деревья, медведей на его рисунке не оказалось. Когда у него спросили, куда исчезли медведи, ученик ответил: они увидели, как к ним подходит Шишкин со своим мольбертом, и убежали, а он все равно успел рассмотреть их расположение. Другой подросток нарисовал все почти так же, как у Шишкина, но добавил фигуру охотника: тот стоял, подняв руки вверх, а рядом с ним лежало ружье, на которое охотник наступил ногой. Этот эпизод означал: сдаюсь перед такой красотой и мирным медвежьим семейством, стрелять больше никогда не буду.
Вот так благодаря творчеству художника Ивана Шишкина, прогулке в лесопарке Лосиный Остров ребята из седьмого класса, в котором ведет уроки Марина Нестерова, получили знания и по ботанике, и по экологии, и по рисованию, и по мировой художественной культуре. Дети благодаря учителю знают названия многих цветов, травинок, кустарников, даже какую почву растения выбирают для себя.