Все основные преобразования 2005 года коснутся общего начального и среднего образования. Система общего и среднего образования наименее уязвима в этой ситуации, поскольку в 2002 году был принят закон, предусматривающий осуществление оплаты труда работников образования не с муниципального, а с регионального уровня, с доведением до муниципального уровня необходимых средств в виде «окрашенных» субвенций.

Сегодня понятно, что этот закон (предложенный президентом) не только спас в свое время зарплату учителя от бесконечных долгов и задержек с выплатой, - он заставил субъекты РФ рассчитать норматив финансирования каждой школы, включив в него зарплату учителя. Практически вся страна начиная с 2003 года живет по этому закону, но быстрее всего по пути в реализации вопросов местного самоуправления продвигаются Москва и Санкт-Петербург. Понятно, что это особые регионы с большими возможностями, но самое главное в том, что эти два столичных города дают модели деятельности, подкрепляя подходы к нормативному финансированию образования своими законами и нормативными документами. При этом выдвигается весьма современная и актуальная концепция финансово-хозяйственной самостоятельности учебных заведений. Она дает школам возможность открывать свои расчетные счета, создавать попечительские советы, привлекая для работы руководителей предприятий, налаживать учет средств, аккумулируя их на счету, делая тем самым бюджет школы прозрачным. В этом случае школа начинает работать по-другому, в логике современных менеджерских требований.

Надо сказать, что разговоры о самостоятельности школы идут давно, начиная с Закона «Об образовании». Однако не было финансовых нормативов, которые сегодня наконец оказались в поле зрения и регионов, и муниципалитетов, и руководителей образовательных учреждений. Имея такой норматив, субъекты РФ стали четко определять, сколько средств нужно перечислять на данную школу. Муниципалитет, получая определенную сумму, передает ее школе и дополняет своей частью средств на оплату коммунальных услуг и ремонтных работ. Директор, аккумулируя эти ресурсы, теперь начинает думать о том, как наилучшим образом распорядиться деньгами. Сегодня директор уже обязан составлять бизнес-планы своей школы, мыслить стратегически, понимать, что теперь финансирование зависит от количества учащихся. Регион и муниципалитет начинают думать о рациональном использовании собственности.

Все регионы стремятся иметь собственную модель финансово-экономической деятельности учебных заведений. Например, Санкт-Петербург весьма творчески подходит к решению этой проблемы. Известно, что до сего времени сохраняются централизованные бухгалтерии, которые, с одной стороны, избавляют директора школы от многих хлопот, но, с другой - превращают его в пассивного наблюдателя. Директор и коллектив очень часто при этом оказываются не в курсе того, какая экономия средств у школы, какие возможности для доплат и премирования работников и так далее. Тут есть выход: переход школы на финансово-хозяйственную самостоятельность как юридического лица. Но возникает проблема с подбором бухгалтеров. Так вот Питер предлагает решить эти проблемы весьма эффективным путем. Централизованная бухгалтерия остается, но она теперь становится государственным учреждением, которое заключает договоры на обслуживание с другими юридическими лицами - школами. Этот компромиссный шаг помогает по-иному выстроить хозяйственные отношения в образовании.