Начинаем публикацию лучших детских эссе. О достоинствах и недостатках конкурсных работ мы расскажем в следующих номерах «Учительской газеты». Пока же назовем авторов лучших эссе, которые были отмечены наряду с победителями (см. итоги конкурса на сайте «УГ»: http://www.ug.ru/contest/esenin) экспертами нашего конкурса.

Андрей Щукин, кадет 11-го «Г» класса Оренбургского президентского кадетского училища, победитель конкурса для школьников и учителей «Есенин: взгляд из будущего»
Руководитель: Александр Васильевич Старых, педагог дополнительного образования, секция журналистики, Оренбургское президентское кадетское училище

Когда произносят «мой Пушкин», «мой Лермонтов», чаще всего имеют в  виду путь к поэту, глубоко личное понимание, эмоциональное освоение и «присвоение» художественного мира гения. Говоря «мой Есенин», я подразумеваю то же самое. «Там, где капустные грядки красной водой поливает восход, клененочек маленький матке зеленое вымя сосет», - сделав однажды это открытие, рязанский подросток через многие годы потрясающе легко объяснил мне, подростку оренбургскому, что такое поэзия. Есенинская нежность ко всему живому и оживляющая весь мир вокруг, мне кажется, - главное, что отличает его творчество и делает уникальным. Это он, Сергей Есенин, открыл для меня и многих, что счастье есть даже в том, чтобы «мять цветы, валяться на траве», и что любить надо все живое - и старую корову, у которой «свиток годов на рогах», и лошадь, и собаку… Он сделал многим людям на всю жизнь прививку против бесчеловечности одной-единственной, по-детски наивно и беззащитно сказанной фразой: «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове».
Поэтому, когда на уроках литературы мы начали изучать творчество Есенина, мои губы вслед за преподавателем повторяли уже любимые и  хорошо знакомые стихи и строки. Я знаю их десятки, но не только поэтому называю поэта своим.
…Воспоминание из детства: я сижу в мастерской своей бабушки, оренбургского скульптора Надежды Гавриловны Петиной. Бабушка работает над композицией «Пушкин и Даль», которая, воплотившись через несколько лет, станет едва ли не главной достопримечательностью Оренбурга. Старенькая радиола крутит виниловый диск, и откуда-то - из шума и хрипа - прорывается необыкновенный,  будоражащий слух мужской голос: «Оренбургская заря красношерстной верблюдицей рассветное роняла мне в рот молоко!..» Это Есенин читает монолог Хлопуши из своей знаменитой поэмы. «Проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека!» - надрывно и неистово требует голос.
Александр Сергеевич и Сергей Александрович - в «зеркальности» этих великих имен отразилось еще одно имя, приведшее обоих поэтов с разницей почти в сто лет в оренбургский край, - Емельян Пугачев.
В сентябрьский день 1833 года дорожная повозка Пушкина, поднимая пыль, промчалась по главной площади провинциального города, на которой в июльские дни шестьдесят лет назад болталась на шесте выставленная на всеобщее обозрение и устрашение отрубленная голова одного из главных сподвижников мятежного Емельяна - Хлопуши.
Есенин не был в Оренбурге (хотя краеведы до сих пор спорят по этому поводу!), но в поиске материалов и впечатлений о пугачевском бунте, направляясь в Туркестан,  несколько дней ехал на поезде через наши степи в районе Бузулука в апреле 1921 года. 
Результатом путешествий поэтов стали знаменитые пушкинские «История Пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» и есенинская историческая драма «Пугачев». До конца жизни автор считал поэму любимейшим произведением. Вольф Эрлих вспоминал, как в 1924 году Сергей Александрович говорил ему: «Помнишь «Пугачева»? Рифмы какие, а? Все в нитку! Как лакированные туфли блестят!»
Есенина в оренбургский край привел глубокий интерес к событиям крестьянской войны XVIII века. «В развороченном бурей быте» российской действительности происходили грандиозные тектонические сдвиги -  социальные и психологические. Есенин мучительно пытался понять роль и предназначение крестьянства в революции. Пугачевщина, как ему казалось, многое могла объяснить.
Для того чтобы глубже проникнуть в трагическую суть давних событий, поэт решил объездить «киргизскую степь», пройти ее дорогами, вынести свежие впечатления и образы.
Так родилась его поэма, а Оренбуржье вновь было осенено великим именем. Это обстоятельство и позволяет называть Есенина моим. Но связь поэта с Оренбуржьем только этим не ограничивается.  Можно назвать целый ряд имен оренбургских литераторов, имевших отношения с Сергеем Александровичем. Например, автор знаменитой повести «Ташкент - город хлебный» Александр Неверов, Лидия Сейфуллина, Валерьян Правдухин, Сергей Гусев-Оренбургский…
Были у Есенина даже родственные связи с людьми из нашего края: поэт, уроженец Шарлыкского района Василий Наседкин женился на его сестре Екатерине. Сам Наседкин испытывал сильное влияние есенинской музы. Об этом говорят, например, такие строки:
Горит закат, густеет гам.
Слежу за огненною кручей.
По тростниковым берегам
Мне не вдыхать травы пахучей.
Я не крестьянин, - что там
врать,
И если был - одной ногою.
Но земледельческая рать
Осталась сердцу дорогою.
Вместе с другими крестьянскими поэтами, друзьями Есенина - Ганиным, Клюевым, Орешиным, Клычковым, Приблудным - Наседкин в тридцатые годы пополнил списки жертв сталинских репрессий.
Есенин помог войти в литературу уроженцу Бугурусланского района  крестьянину-мордвину Дмитрию Ивановичу Малышеву (Морскому). Они вместе выступали на литературных вечерах, часто встречались и обсуждали как личные, так и литературные дела. Д. Морской посвятил Сергею Александровичу стихотворение «Был я красивым».
В 1935 году с письмом к А.М.Горькому обратился наш бузулукский краевед Петр Степанович Филатов. Накануне десятилетия со дня смерти С.А.Есенина он призвал «очистить образ поэта от всякой грязи и воздать ему почести как певцу России».
В степной провинции Есенина хорошо знали и любили и при жизни, и после смерти. В январе 1926 года в Оренбурге проводились многочисленные вечера памяти поэта. Об одном из них сообщала заметка безымянного автора в газете «Смычка». В ней наряду с искренним желанием собравшихся достойно почтить память поэта ощущается стремление властей в лице «докладчиков» направить мероприятие в нужное русло и по-своему, с идейных позиций, объяснить его гибель.
«Вечер памяти С.Есенина
Вечером в воскресенье в уголке работников печати состоялся вечер памяти трагически окончившего свою короткую жизнь поэта Сергея Есенина.
Оренбургская публика оказала большое внимание памяти талантливого поэта. Зал был переполнен, и преимущественно молодежью - почитателями стихов Есенина.
Тов. М.Гришин сделал доклад на тему «Распятие Есенина». В докладе он отметил сущность творчества Есенина, его значение как поэта, по которому многие учились и равнялись, доказал наибольшую принадлежность Есенина к поэтам крестьянским и обрисовал в наиболее типичных чертах трагедию Есенина, приведшую его к самоубийству.
Тов. Баталов в докладе «Трагедия Есенина-лирика» коснулся лирических мотивов его поэзии, надлома в переходе к гражданской поэзии и той последовательности, с которой шел он к своей гибели.
Тов. Сейфуллина (сестра писательницы) поделилась впечатлениями, вынесенными из Ленинграда, где она была в день самоубийства Есенина. Помимо уже известных по газетной информации сведений о трагической кончине поэта она рассказала следующее: «За последнее время у Есенина часто наблюдались случаи галлюцинации. Во время разговора, даже в шумной компании, он вдруг умолкал, бледнел и на лице выражал ужас. Его спрашивали:
- Что с тобой?
- Разве вы не видите? - отвечал он. - Вся комната наполнилась серыми птицами. Они заглушают ваши речи...»
Затем были прочитаны стихи Есенина. Очень многие - по желанию публики. Вечер памяти поэта будет повторен еще раз в клубе работников просвещения».
«Мой Есенин» - понятие сформировавшееся, но не навсегда застывшее. Я взрослею - взрослеет и мое представление о личности и таланте Сергея Александровича, становится более осознанной любовь к его стихам. Они словно поворачиваются в сознании  в соответствии с меняющимся жизненным опытом, по-новому открываются знакомые образы и строки,  и замечаешь то, что раньше пропустил или не считал важным. Знаю, что открытия будут происходить каждый раз, когда я открываю бессмертные страницы.
Это свойство гениев и счастье его читателей.