Я имею в виду передачу расходных полномочий в конце 80-х годов, в начале 90-х, а также в 1997 году, когда федеральная собственность учреждений НПО в Нижегородской, Новгородской, Самарской областях и Санкт-Петербурге была передана в ведение этих регионов. Процесс принес ряд положительных результатов, которые в определенной мере способствовали развитию региональных систем этого уровня образования: многие учреждения НПО интегрированы с учреждениями СПО, с вузами, имеют базовые предприятия, часть из многопрофильных стали монопрофильными. Основные показатели деятельности большинства этих учреждений профобразования стали выше, чем в целом по России. Например, распределение выпускников нижегородских профучилищ составляет 99,8%, в то время как средний показатель по стране 93,9%. На федеральном уровне неоднократно предпринимались попытки добиться увеличения зарплаты мастеров производственного обучения, а в Нижегородской области сумели не только повысить зарплату мастерам, но и в целом увеличили в несколько раз объем финансирования образовательных учреждений из областного бюджета.

Сегодня уже сформирован, согласован со всеми министерствами и ведомствами, имеющими в своем ведении учреждения начального и среднего профессионального образования, со всеми регионами и 30 августа 2004 года утвержден постановлением Правительства Российской Федерации перечень учебных заведений, которые должны остаться на федеральном уровне. Он включает 1264 учреждения профобразования (из них 253 - учреждения НПО, остальные - техникумы, колледжи и вузы).

Также сформирован и одобрен решением Правительства Российской Федерации перечень учреждений, передаваемых в субъекты Российской Федерации, в который включено 2931 учреждение НПО и СПО, из них 417 - техникумы и колледжи.

Проект федерального бюджета на 2005 год по разделу «Образование» скорректирован с учетом передачи расходных полномочий по обеспечению начального и среднего профессионального образования. Некоторое снижение объемов финансирования образовательной отрасли (в размере 24,9 млрд. рублей) объясняется тем, что с 2005 года перечисленные учреждения профессионального образования будут финансироваться не из средств федерального бюджета, а из бюджетов других уровней.

Необходимо приложить максимум усилий, чтобы все мероприятия по передаче этих учреждений на региональный уровень завершились до конца 2004 года. С этой целью заинтересованные федеральные органы исполнительной власти должны своевременно подготовить соответствующие проекты решений правительства, чтобы в срок до 1 декабря сего года вышло постановление правительства о перечне учреждений профобразования, передаваемых из ведения Российской Федерации в ведение регионов. Дальнейший механизм реализации процесса передачи предписывает в трехнедельный срок оформить все приемопередаточные материалы и завершить эту работу до 31 декабря 2004 года, поскольку с 1 января 2005 года финансирование этих образовательных учреждений на федеральном уровне уже не предусмотрено.

Разработанная Минфином России методика финансирования субъектов Российской Федерации учитывает бюджетную обеспеченность каждого региона в результате передачи ему налоговой базы, расходные полномочия, величину налогов на полезные ископаемые и на прибыль. В соответствии с этой методикой учтены расходы на содержание каждого передаваемого учебного заведения, Минфин России также предусмотрел резерв около 5 миллиардов рублей на выравнивание расходных полномочий в высокодотационных регионах, в первую очередь на содержание учреждений НПО и СПО, чтобы региональные администрации смогли сосредоточить выделяемые средства на решении проблем конкретных образовательных учреждений.