- Юлия Игоревна, работа учителя и работа управленца - два разных полюса?
- Действительно, быть директором очень сложно. Когда в педагогике я все понимаю, мне все нравится и работа приносит ни с чем не сравнимое удовольствие - это одно. А администрирование - это совершенно другая работа. Она требует серьезной перестройки. До того как возглавить школу, я два года проработала заместителем директора, и этот опыт мне очень помог. Плюс курсы управления, на которых обучаются все директора. К тому же в нашем районе существует школа молодого руководителя, в рамках которой постоянно проходят встречи с разными специалистами: экономистами, юристами, опытными директорами. Эта помощь чрезвычайно важна. Школа - это самостоятельное государство, в процессе  управления возникает много вопросов, и хорошо, что есть те, кому всегда можно позвонить, кто всегда даст нужный совет.

- А какие вопросы вам приходилось задавать опытным директорам?
- Многие  вопросы касались хозяйственной деятельности: госзакупок, ведения документации, инвентаризации. Конечно, много вопросов было по работе с кадрами, с коллективом. Спрашивала, как научиться вести себя с людьми так, чтобы они делали то, что ты просишь, чтобы хотели участвовать в мероприятиях, как мотивировать их на творческие проекты.

- Нашли действенный способ?
- На мой взгляд, нет ничего эффективнее, чем добрый и конструктивный диалог. Например, в этом году был объявлен первый районный конкурс на лучшую школу. Конечно, нужна была серьезная подготовка. Я пригласила коллег, объяснила задачи, предложила поучаствовать, и люди согласились. Никакого диктата, все решали вместе. И у нас все получилось.
Когда каждый педагог сам по себе, это неинтересно, он не развивается, а мы решили, что будем экспериментировать. Вначале мы с учителями посоветовались и создали несколько методических объединений. По окончании года решили, что это неэффективно, и в этом году объединили методобъединения, сделав руководителями опытных предметников. И работа пошла по-другому. Так что нужно не бояться пробовать. Мы также стали проводить открытые уроки для школьного, районного и областного уровней, показывая, как нужно проводить уроки, работая по ФГОС. Опытный учитель русского языка и литературы проводила открытый урок с молодым учителем биологии. Такой интегрированный урок был полезен обеим. И теперь сами педагоги говорят, что такие занятия серьезно их мобилизуют, заставляют искать что-то новое. Учителя начальных классов, математики, русского языка и литературы объединились и теперь вместе работают над программами.

- Вы проработали в Толмачевской школе имени Героя Советского Союза Прохорова 7 лет. Это помогло в управленческой работе или все-таки лучше начинать с чистого листа?
- Конечно, помогло. Я пришла сюда работать учителем химии после уговоров мужа. Он работает в нашей школе завучем. На первых порах он мне очень помогал, поддерживал, потому что приходить в незнакомый коллектив всегда сложно. Поэтому я не представляю, как можно начать управлять школой, никого и ничего не зная. Любому руководителю нужны прежде всего надежные люди, на которых можно опереться. Ты всегда должен знать, к кому можно обратиться. То, что я знакома с коллективом, дает большое преимущество.

- Юлия Игоревна, как вы считаете, что отличает вашу школу от других?
- Думаю, что это два наших направления: экологическое и патриотическое. И то и другое развивались у нас постепенно. Например, несколько лет назад мы решили поучаствовать в областной игре «Зарница». Подготовили команду, которую назвали «Преображенская гвардия», ведь именно так когда-то называлась наша станция. После игр появилось школьное объединение «Преображенская гвардия», где ребята не занимались поисковой работой, но участвовали в различных гражданско-патриотических проектах.
После смены руководителя объединения основной упор был сделан на поисковую работу, потому что педагог занимался этим профессионально. Появился патриотический отряд «Память». Сегодня в поисковой деятельности задействованы более 20 школьников. Кроме того, выпускники школы тоже работают в отряде. Например, нашими ребятами-поисковиками найдены многие из экспонатов школьного музея. Дети собирают материалы о доблестных защитниках Лужского рубежа, сами проводят экскурсии, берут интервью у ветеранов, участвуют во всевозможных акциях.

- А что касается экологического направления?
- Это тоже очень интересная работа, не случайно наша школа неоднократно становилась лучшей школой Ленобласти, развивающей экологическое направление. С 2007 по 2010 год я занималась проектом «Экологические инициативы», а потом к нам пришел представитель районного лесничества и предложил работать совместно. Для начала мы решили осуществить посадку саженцев на кусочке земли, выделенном под школьный питомник. Детям затея пришлась по душе, и когда в 2011 году по инициативе губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко появилась региональная программа поддержки школьных лесничеств, мы в нее включились. Сегодня в области работают 8 школьных лесничеств.

- Что дает детям вовлеченность в эту работу?
- Прежде всего бесценный опыт общения и с природой, и с людьми. Ведь лесничество - это интересные занятия, встречи с удивительными людьми. Например, у нас в гостях были и пчеловоды, и охотоведы, и лесоводы, и ветеринары. Лесничие помогают нам во всевозможных поездках, экспедициях, акциях. Кроме того, эта деятельность охватывает абсолютно всех детей, потому что здесь не требуется особых талантов, посадить деревце может каждый. И конечно, это экологическое воспитание с малых лет.
Наши дети часто выступают, делясь опытом работы школьного лесничества, которая имеет широкий спектр. Это и посадки саженцев, и уход за ними, и облагораживание воинских захоронений, и научная работа. Например, наши дети исследуют реки, озера, леса, причем у нас есть хорошая лаборатория с набором реактивов. 3 года назад мы стали участниками международного проекта «Чистые реки - здоровое Балтийское море», где исследовали нашу часть реки Луги.
Дети учились в экологической школе, ездили за опытом в Финляндию, что оказалось очень полезно и занимательно. И что любопытно, после знакомства с зарубежной практикой наши дети задали резонные вопросы: «Почему у них получается содержать в чистоте свое государство, а у нас нет? Почему там даже на городской свалке сами вырабатывают энергию, а не покупают топливо? Чем мы хуже?» Мне кажется, после этих вопросов ребята начинают всерьез задумываться о своем профессиональном пути.
- Юлия Игоревна, недавно был дан старт строительству пристройки к школе на 350 мест. Это период возрождения школы?
- Да, у нас есть ощущение начала новой жизни. Мы очень ждали этой пристройки, там будет то, для чего не хватает места в основном здании: мастерские, столовая, медицинские кабинеты, библиотека, актовый зал. Как школе жить без актового зала? Нам даже линейку в дождь провести негде. И потом, наличие актового зала позволит нам заниматься творчеством внутри школы. Это необходимо. Мы, даже когда составляли критерии эффективного контракта, предложили стимулировать педагогов за организацию и проведение внутришкольных мероприятий.
Вообще у нас составлена программа развития школы до 2020 года. В ее рамках мы, конечно же, будем продолжать развивать те направления, которые есть сейчас, а также добавим развитие краеведческой деятельности, связанной с историей нашего края.
Будем развивать олимпиадное движение, и мне хочется верить, что мы поднимем этот уровень. Во всяком случае, я очень надеюсь на поддержку коллектива. Подготовка детей к олимпиадам - дело непростое, она требует больших усилий, но нам нужно развить методы работы с одаренными детьми. Тем более что в школе есть и учителя, способные выявить, помочь и направить талантливого ребенка, и умные, увлеченные дети.
И, безусловно, будем все вместе создавать команду, потому что один в поле не воин. Все контролировать и делать самому невозможно. Раньше, когда было два приказа - в начале и в конце года, это было реально, сейчас все изменилось. Руководителю нужны команда и делегирование полномочий. Поэтому моя задача в ближайшее время - научиться работать самой и научить работать команду.

Ленинградская область