Процедура призвана повысить качество пособий и обеспечить их соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. В нормативном акте дано определение учебных пособий - это печатные или электронные издания, дополняющие либо замещающие частично или полностью учебники. К ним относятся наглядные пособия, рабочие тетради, хрестоматии, практикумы, задачники.
Новый порядок обязывает каждое издательство, чьи учебники не входят в Федеральный перечень, провести экспертизу не менее 5% своих учебных пособий и представить результаты на рассмотрение в Научно-методический совет по учебникам при Минобрнауки России. Учебные пособия должны пройти экспертизы, аналогичные тем, которые установлены для включения в Федеральный перечень учебников: научную (научную историко-культурную - для пособий по истории России), педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную. Ранее какие-либо экспертизы учебных пособий проводились издателями самостоятельно.
На основании представленных экспертных заключений Научно-методический совет примет решение о включении или невключении организации в перечень организаций, чьи учебные пособия будут рекомендованы для использования в школах.
Организация не попадет в перечень при получении отрицательных экспертных заключений, при выявлении использования в ее учебном пособии недостоверных сведений либо информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, причиняющей вред здоровью и развитию детей.
В ближайшее время министерство планирует провести семинары-совещания с участием представителей региональных органов управления образованием по разъяснению положений данного порядка и их применения.