Мама родилась 15 ноября 1948 года в Дрездене (ГДР). Так как дедушка был военным, семья часто меняла место жительства: Гвардейск Калининградской области, Вешенская, Кривянская, Новочеркасск (Донской). В школе мама училась очень хорошо, а в 1967 году поступила на исторический факультет РГУ. В 1982 году стала студенткой Ростовского педагогического института, также исторического факультета.
Татьяна Николаевна сменила много профессий: она была чертежницей, копировщицей на Новочеркасской ГРЭС, музыкальным работником в детском саду, воспитателем в Ростовской спецшколе для несовершенных правонарушителей. И в 1981 году в конце концов пришла в Гусаревскую восьмилетнюю школу в Азовском районе. А в 1991 году наша семья переехала на родину папы - в Чертковский район, хутор Марьяны. Там до сих пор и работают мои родители. В школе талант мамы раскрылся полностью. По образованию она - учитель истории, но на самом деле - учитель-универсал. Кроме своего предмета, ей приходилось преподавать музыку, географию, русский язык и литературу. И даже сейчас, будучи пенсионером, мама продолжает преподавать и, как обычно, не только историю. Она обучает шестиклассников русскому языку и литературе.
Почему же именно ее я считаю своим наставником? Мама не хотела, чтобы я стала учителем. В школе я делала успехи в изучении английского языка, и родители очень хотели, чтобы я стала переводчиком. Но когда они поняли, что их упрямую дочь не переубедить, решили меня поддержать. И именно мама помогла мне адаптироваться в качестве учителя в старшей школе. Ведь я окончила педагогический колледж в станице Вешенской по специальности «учитель начальных классов», привыкла работать с малышами. А когда пришла в школу, мне дали детей, которые были младше меня всего на 6 лет. Да еще и в деревне, где все друг друга знают, ходят друг к другу в гости. Мне было очень страшно брать старшие классы. До сих пор помню, как шла на свой первый урок русского языка к восьмиклассникам с трясущимися коленями, я совсем не знала, как вести себя со взрослыми детьми. И тут на помощь пришла мама. Она объяснила мне, как строить урок и как разговаривать с учениками, особенно с теми, для кого я была пока не учителем, а старшей сестрой друга. Мама научила меня не кричать на детей. В первый год работы я руководствовалась принципом «чем громче, тем лучше». Мама научила меня выдержке. Ведь она - образец терпения и уравновешенности. Никогда не повышала голос ни в школе, ни дома. Именно благодаря ее советам сейчас я могу «утихомирить» очень шумных детей, не переходя на крик.
Моя мама - образованнейший человек, она знает почти все. Поэтому первое время, готовясь к уроку, я часто обращалась к ней за советом: как лучше подать материал, распределить по ходу занятия разные виды работы. Особенно много мама помогала, когда мне пришлось, кроме русского языка и литературы, преподавать географию. Представляете? География не входила в число моих любимых школьных предметов: карты, координаты, азимут, масштаб… Все это вызывало у меня скуку. Но выхода не было, и я стала учить детей работать с картой, различать климатические пояса и прочее. Куда же здесь без наставника? Сама я, скорее всего, не справилась бы. Прежде чем идти на урок географии, я изучала материал самостоятельно. Мама потратила много сил и времени, чтобы помочь мне разобраться в географии и ее преподавании.
Я работаю в школе уже четырнадцатый год, за это время преподавала географию, биологию, музыку, даже математику! Я всегда попадала в хорошие коллективы, где мне оказывали необходимую помощь. Но до сих пор часто обращаюсь за советом к самому главному, самому строгому и честному наставнику - своей маме. Я очень благодарна ей за то, что она не запретила мне поступить в педагогический колледж, а потом в институт, а вместо этого помогла стать разносторонним учителем.

Ростовская область