Место нашего профессионального обитания - школа №16 Комсомольска-на-Амуре, кабинет истории №407. Здесь все пространство наполнено энергией света, радости, позитива. Это кабинет нашего наставника - учителя истории и обществознания Елены Аркадьевны СМИРНОВОЙ. Для нас это особое место. Во-первых, мы заглядываем сюда чуть ли не каждую переменку. Зачем? Обмениваемся приветствиями, шутками, рассказываем, как пролетел урок, делимся переживаниями. Во-вторых, этот кабинет - место притяжения не только для нас, но и для ребят всей школы.
Почему? Здесь обсуждаются новости Вселенной, творческие проекты школы и олимпиадные задания, сценарий Последнего звонка и темы для исследований на научно-практическую конференцию. А еще здесь часто звучит гитара - Елена Аркадьевна поет своего «любимого» Митяева, и вот уже гитара идет по кругу - ребята перебирают аккорды. С кем поведешься…
В-третьих, редкий день, когда на огонек в 407‑й кабинет не заглядывают выпускники. В основном это студенты юрфаков, истфаков, других гуманитарных факультетов. Вот уж тут происходит настоящий «баттл» мнений: спорим, расставляем приоритеты, ищем смысл бытия, пути профессионального и личностного самоопределения. И во всем этом переменном и внеурочном каламбуре участвуют ученики, старшеклассники и не очень, выпускники и гости, заглянувшие на минутку. Конечно же, мы тут как тут, да еще наши «кореши» - другие молодые специалисты подтягиваются, им тоже интересно.
И так, благодаря Елене Аркадьевне, мы оказались в эпицентре школьных событий. Не верите? Ну вот, например, мы трое не классные руководители 11‑х классов, тогда почему все трое втянуты в проект праздника «Последний звонок»? Мы втроем участвуем в вокальной группе учителей школы - выступаем на фестивалях и конкурсах, смотрах художественной самодеятельности. К 70‑летию Победы мы снова одна творческая команда! Обратите внимание - нам всегда хочется говорить «МЫ». Действительно, мы - КОМАНДА!
А как же самое главное - уроки? Уроки - это отдельная история… Мы, наполненные знаниями от пяточки до макушки, пришли в школу и готовы были рассказывать ребятам весь урок без устали. Наверное, мы бы так и делали, но, увы… Елена Аркадьевна быстро ограничила наше время в «школьном эфире». Урок - это деятельностное пространство ребят, их образовательная «вотчина», а наша задача - ее создать и управлять ею. Как оказалось, создать это пространство гораздо труднее, чем самому преподнести готовые знания ребятам. Вот тут-то и пригодился принцип Суворова: тяжело в учении - легко в походе. Деятельностный урок не происходит сам по себе - его надо тщательно готовить. Зато если, готовя урок, ты «поймал» его идею, увидел ее деятельностное решение - испытываешь огромное удовольствие от ожидания самого урока. Мы поняли, ЧТО ТАКОЕ современный урок, что на самом деле представляют собой современные технологии, как можно учить и учиться РАДОСТНО. Как можно в нашей профессии - профессии учителя - БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ.

Валерия ТАШЛЫКОВА, Мария МАКАРОВА, учителя истории и обществознания средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №16
Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край