Историзм съезда не только в том, что открывается новая эра в системе специального образования, но и в том, что ждали его... 95 лет. Впервые в России форум специалистов, занимающихся проблемами слепых и слабовидящих, прошел в 1901 году. Второй съезд должен был состояться в 1906-м, но события 1905 года не позволили этого сделать. На второй съезд тифлопедагоги собрались в 1909 году. Следующую встречу они наметили на 1917-й...

Тема сегодняшнего, знакового, мероприятия была обозначена как «Модернизация политики в области образования лиц с нарушениями зрения». На взгляд участников съезда, государство, общество, родители, специалисты - все в равной мере осознали, что необходимость подобной модернизации назрела, поскольку то, что происходит сейчас, можно смело называть революцией в сфере прав ребенка-инвалида на образование. С момента ратификации в 1994 году декларации «О принципах политики и практической деятельности в сфере образования для лиц с особыми потребностями» специальная школа оказалась в центре внимания. И стало понятно: несмотря на все то лучшее, что в этом направлении наработано, есть один, но глобальный недостаток: прежняя школа не учитывала интересов ребенка и его близких. Ныне изменился рынок, общество, а главное, самооценка людей с ограниченными физическими возможностями. И вопрос даже не в том, плохи или хороши методики, а в том, что, овладев профессиями, которым учат эти методики, нельзя найти работу. Особенность сегодняшнего этапа развития российского специального образования в том, что он подразумевает переход с одного уровня мышления на другой - новый, где первоочередными задачами выступают: повышение качества психолого-педагогической помощи, создание служб раннего выявления, обеспечение образования каждому ребенку, разработка теоретических, методических основ системы, направленной на достижение максимально возможного уровня развития.

И ученым, и практикам, как показал съезд, ясно, что в направлении создания рабочих мест для инвалидов, развития консультативной помощи родителям, педагогам общеобразовательных школ, в которые интегрируются проблемные дети, предстоит сделать еще многое. Не случайно многие прозвучавшие доклады начинались со слова «Проблемы...». В то же время, по мнению директора Института коррекционной педагогики РАО, доктора педагогических наук Николая Малофеева, уже можно обозначить основополагающие характеристики системы специального образования нового типа. Первое и самое важное - это охват образованием всех без исключения лиц с особыми образовательными потребностями. Второе место ученые отводят свободе выбора форм организации образования и типов учебного заведения. Третьим пунктом идет максимально раннее, с первых недель жизни, выявление и диагностика социальных и образовательных потребностей ребенка и семьи, его воспитывающей. Далее следуют: предельное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом комплексной медико-психолого-педагогической помощи, наличие специализированного образовательного стандарта, взаимодействие с родителями. Смысловой центр специального образования должен быть смещен в сторону личностного социально-эмоционального развития, развития самосознания, сознательной регуляции поведения в социуме. Временные границы специального образования в дальнейшем должны расшириться от первых недель жизни и длиться фактически всю жизнь. И, безусловно, пришло время поиска нового механизма взаимодействия массового и специального образования, а также подготовки таких специалистов, которые бы в свою систему ценностей включали понятия «толерантность», «политкорректность».

Практически все участники съезда сошлись во мнении, что подобное мероприятие определило новый вектор развития системы специального образования. Эволюционный.

Санкт-Петербург