Сюда любит заглядывать солнце

За что же мы, учителя, любим свою школу? Почему я, несмотря ни на что, не могу оставить ее?

Когда едешь из Немы и смотришь на село, здание школы видно издалека, оно стоит на пригорке, куда любит заглядывать солнышко. С какой бы стороны ни подходил к школе, обязательно минуешь парк или яблоневый сад, посаженный учителями и ребятами в 60-е годы.

Внутри здания для детей простор - коридоры и кабинеты большие, светлые. В солнечные дни они наполнены серебристым светом, а из окон далеко видны луга и поля. С разложенными осенью после уборки рулонами, словно буковками на тетрадном листе.

Но главное богатство, конечно, - наши дети. Озорные и скромные, веселые и грустные, серьезные и не очень, но для нас, безусловно, самые лучшие. Они открыты и искренни, беззащитны и доверчивы.

Для них хочется готовиться к урокам до поздней ночи, потому что отдача обязательно будет. Будут и контрольные на «отлично», и победы в олимпиадах.

Наши дети - кладезь талантов. Предложишь им - экспромтом разыграют содержание эпизода учебного материала (создадут мини-спектакль). А как мастерски они копируют привычки учителей на концерте к Дню учителя!

Мы, единственные из маленьких школ, не побоялись сразиться недавно с командами КВН из больших средних школ в Неме. Привезли желанный приз - фотоаппарат. Во всех спортивных районных соревнованиях почти каждый раз мы получаем грамоты, дипломы и даже мячи для спортзала.

Мы гордимся выпускниками последних лет, будущими педагогами: Натальей Бабиной, Антоном Гребенкиным, Максимом Вологжаниным, Олей и Леной Кононовыми, врачом Таней Вологжаниной, инженерами Ваней Мальцевым и Витей Вологжаниным...

Наверное, все это и заставляет нас с удовольствием ходить с ними в походы и проводить вечера, сидеть в школе допоздна и жертвовать семейным уютом. Любовь к детям помогает нам сохранить молодость души и вечный оптимизм.

Нина СИВКОВА, учительница Колобовской основной школы, Кировская область

Помогают шутка и юмор

У каждого человека есть любимый учитель, и этот учитель всегда лучший. Таким любимым учителем для нас стал Александр Григорьевич Щаблыкин, отличник просвещения, почетный работник общего образования.

Несмотря на внешнюю строгость, Александр Григорьевич прост в общении с учениками, он всегда может создать в классе доброжелательную атмосферу. Способствуют этому в тему рассказанный анекдот или веселая история про физиков.

В 1985 году Александр Григорьевич стал директором развиленской средней школы №9. Вскоре было построено новое здание, в котором расположились кабинеты трудового обучения, информатики, мастерские, библиотека. Педагогический талант, терпение и любовь к детям, уважение к коллегам позволили Александру Григорьевичу создать по-особому добрую школу. Здесь комфортно всем взрослым и детям.

Говоря об Александре Григорьевиче, нельзя не сказать теплые слова о его жене Нине Семеновне, с которой они уже 36 лет вместе делят радости и трудности учительской жизни. Они воспитали двух замечательных дочерей, подрастают два внука. Их окружают добрые друзья. Наверное, каждый третий житель села - ученик Щаблыкиных.

Выпускники развиленской школы №9, с. Развильное, Песчанокопский район, Ростовская область

Крылья надежды

В жизни человека происходит не так уж много встреч, которые он отчетливо помнит долгие годы.

Мне такую встречу подарил прошлогодний февраль. Тогда я проходила внеочередную аттестацию на высшую категорию. Мне посчастливилось познакомиться с Галиной Васильевной Дерюгиной.

Знаю, что Галина Васильевна любит «Учительскую газету», потому хочу сделать ей сюрприз. Пусть она прочтет о себе в дорогом сердцу издании.

Открытый взгляд, приветливая речь, доброжелательность Галины Васильевны помогли мне справиться с волнением в тот торжественный день. Вера чужого человека в мой успех придала дополнительные силы, помогла дать открытые уроки и «показать» моих замечательных учеников.

А трудностей было много. Главное, что не было согласия директора школы дать свою подпись для утверждения моей квалификации. Однако мне удалось преодолеть разного рода преграды и с честью выдержать все испытания. Оттого особенно приятно было получить положительную оценку от специалиста-практика высокого уровня.

Галина Васильевна работает учителем русского языка и литературы в липецкой гимназии №64. И я очень рада за ее коллег, директора гимназии, учеников - всех тех людей, которые могут каждый день общаться с этим интеллигентным красивым человеком. Думаю, такие люди, как Галина Васильевна, украшают нашу жизнь. От общения с ними вырастают «крылья надежды» - надежды на успешный профессиональный рост, надежды на торжество в жизни человечности, порядочности. Честь, порядочность, совесть - это качество, которыми, по словам Д.С.Лихачева, «дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек - не человек». Это не громкие слова, это то, что должно быть повседневным.

Впереди у меня - большая интересная работа. Буду стараться соответствовать высокому мнению обо мне Галины Васильевны, оправдывать ожидания верящих в меня и помогающих мне прекрасных людей, которых у меня много и которых я очень люблю!

С благодарностью Лилия АКСЕНОВА, учитель русского языка и литературы, с. Тупки, Чаплыгинский район, Липецкая область

И все такие деловые...

Побывать в школе Михаила Петровича Щетинина мечтал давно. Недавно мечту свою я осуществил. Из Моздока в Геленджик летом ходил автобус. Раз в неделю. Вечером сел, утром - там. Тысячу за проезд в оба конца. А хочешь с квартирой на неделю, плати - 2500 р. Поехал я (без квартиры). Там притом есть организация экологическая под эгидой «Анастасия». Неделю пробыл там.

Поселок Текос, оказывается, ближе к Архипо-Осиповке, чем к Геленджику. Приехал туда на автобусе безо всяких предупреждений с одной женщиной - психологом из Питера - Ольгой Александровной (она тоже хотела увидеть школу Щетинина). Приехали. Нашли. ...Дежурный вызвал старшего, тоже ученика. Здесь старшие учат младших. Повел ученик нас во всем теремам резным, классам, дворцам, все рассказал, показал... Мы уж собрались назад, в Геленджик, а тут - прямо ливень на улице, сплошной стеной, ну куда там к остановке автобуса не добежишь, а на трассе даже крытой остановки нет.

Пришлось переждать непогоду там же, в школьной столовой часа два сидели, пока дождь не прекратится. И, что удивительно, сидим мы в столовой, в уголке, посматриваем в окно, как льются с небес потоки, гроза разыгралась не на шутку. А сами не перестаем столовой любоваться. Все из дерева, планки отшлифованные, отполированные, отлакированные, пол такой узорчатый, потолок необыкновенный. Все это ученики сами делали, есть у них деревообрабатывающий цех, гончарное производство и пасека.

Пришли ученики в столовую - девочки, мальчишки разных возрастов. (Занятия идут круглый год). Спокойно, без шума пообедали. Я ведь до школы работал и в училище, и в интернате, по столовой дежурил не раз, но чтобы так - без шума, гвалта обедали - не видел. Вроде мальчишки как мальчишки, некоторые, правда, в форме - камуфляже (занятия у них по рукопашному бою). Энергии-то у них хоть отбавляй, «с моторчиком». И все такие деловые, все знают чем заниматься, вроде как времени на шалости нет. Делают все сами. Не видел я ни классного руководителя, ни воспитателя.

Обед закончился. Посуду убрали, встали, построились. Один мальчик невысокого роста дал всем какие-то задания. Тихо-спокойно разошлись все по своим делам.

Хорошо ведь здесь детям, думалось мне. Знаю, что к школе Щетинина отношение неоднозначное. Но у меня свое мнение на этот счет. Пусть будет побольше таких учителей-личностей, которые не жалуются на нехватку денег, на трудности, а создают свои авторские школы. И детям здесь хорошо.

Александр ПРОКОПОВ, учитель труда, Моздок, Северная Осетия