Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность), в отношении человека к самому себе (гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).

Названные качества одинаково важны и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но параллельно и равнодушие к другим. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что чуткий и добрый ребенок, неспособный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель и попросту не знает, к чему стремиться.

Родители часто возражают: «Не все можно воспитать, характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, если они такими родились!»

Так ли это? Давайте разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей, что в нем врожденное, а что приобретенное.

Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка. Первое - сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие - быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения. Второе - равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые), у других - процесс торможения (спокойные, которых почти невозможно вывести из себя). Третье свойство - подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок, проснувшись, сразу включается в игру, другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании). Четвертое свойство - динамичность нервных процессов, то есть способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Некоторые дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, а вот другие, охотно следуя правилам, привыкают долго, с трудом.

Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций - и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.

Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у медлительных.

Тем не менее нужно помнить, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. В воспитании важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности ребенка, изменяя при этом нежелательные проявления так, как это нужно нам.

Так, у подвижных, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов и нравственных мотивов поведения. Если эта задача будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.

В работе с детьми другого типа - возбудимыми, неуравновешенными - родители стараются предупредить их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.

Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Чтобы научить ребенка послушанию, необходимо объяснить смысл того или иного требования, обосновать необходимость выполнения правил. Если ребенку дают поручение, он должен по возможности проговорить его вслух, рассказать, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучше разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости, можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает.

Для развития целенаправленного внимания и сдержанности очень эффективно использовать специальные игры, которые можно найти в литературе или придумать самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть и игру «Называем все вокруг», добавив условие, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.

В воспитании медлительных детей необходимо обращать особое внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. Им трудно быстро переключаться с одного дела на другое. Поэтому их воображение постоянно будят, включая таких детей во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании) или напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У таких детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С ними чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.

Чувствительные, ранимые дети очень нуждаются в строгом соблюдении режима дня. Малышу надо давать только посильные задания и вовремя помогать ему. Обращение к ребенку должно отличаться особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, ведь поручение он будет выполнять очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок станет вдруг обращать внимание на мелочи.

У ранимых детей необходимо воспитывать веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. Не следует применять строгие наказания или угрожать ими в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей - им и так свойственны боязливость, страх перед чем-то новым. Нужно учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Пусть затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре «Разведчики»). Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои. Одобрите его действие: «Ты молодец, не испугался, ты смелый». Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы чутко и с пониманием отнесетесь к нему - даже в том случае, если он сделает что-то не так. Если к ранимому ребенку относиться по-доброму, со временем у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.