О проблемах официального и повсеместного введения профилизации, которая ожидается в самое ближайшее время, я решила побеседовать с Надеждой ЗОЛОТАРЕВОЙ, директором школы № 5.

- Конечно, проблем и вопросов много, хотя есть и положительный момент - детей надо готовить лучше, и профилизация способствует этому, - рассказывает Надежда Андреевна. - Но, познакомившись с базисными планами, которые подводятся под программу профилизации, не могу сказать, что все так хорошо, как хотелось бы. Сокращаются часы географии, биологии, убирают литературу в угоду тому, чтобы ввести информатику. Такие изменения в среднем и старшем звене. В начальную школу планируется привлекать специалистов-предметников, изменится нагрузка на основных учителей, и это обязательно надо учитывать, иначе мы просто потеряем людей.

- Вы в своих профильных классах как-то меняли учебную нагрузку?

- Основные часы, базисный план мы не трогаем. А школьный компонент используем так, как нам нужно. Мы не увеличиваем количество часов, просто в расписании старшеклассников есть день УПК, и наши дети в это время занимаются по профилю. Мы работаем с профессурой госуниверситета и педагогического университета, в день УПК нашим детям читают лекции профессора. Занимаются или у нас, или при университете в лабораториях. Экологи и биологи могут пойти, например, на станцию юннатов или в Институт земли, с которым у школы тоже подписан договор.

На сегодняшний день у нас есть предпрофильные 8-9-е классы и профильные 10-11-е. Можно менять профиль, перейти из одного класса в другой. Это благодаря тому, что базисный план остается одинаковым во всех классах независимо от профиля. Это нам кажется разумным. Например, у нас в девятом математическом учится парень, который ведет все наши школьные праздники, очень хорошо говорит, сочиняет тексты - явный гуманитарий. Недавно подходит ко мне: «Можно я сдам зимнюю сессию, а потом перейду в гуманитарный класс?» Конечно, я ему разрешила. Если «хвостов» нет, все сдал - пожалуйста, переходи.

- У вас в школе - сессии?

- Да, в 9-10-11-х классах. В общеобразовательных классах пишут обычные диктанты или контрольные в конце четверти, а в профильных - сессии.

Мне кажется, что на сегодня сделать все школы профильными - это неправильно. Должны быть какие-то базовые, специализированные, с очень хорошим оборудованием и высоко подготовленными педкадрами. Что углублять или профилировать, если нет соответствующей материальной базы? Нужны лаборантские, современное оборудование - то, на чем мы будем развивать детей. А иначе получится не профиль, а дилетантство, просто разговор и чтение книг. Чтобы такого не случилось, нужны базовые школы, пусть их будет немного, зато качественные. Или еще вариант - наши профтехучилища и техникумы, которым сегодня уделяется недостаточно внимания. На их базе дети тоже могут проходить профилизацию.

- Вы говорили о классах МЧС. Что это такое?

- Это наши будущие спасатели. Мы в этом году уже выпустили группу младших спасателей. У школы есть договоры с городским штабом МЧС, с пожарниками. Есть специальная программа подготовки, заверенная штабом и учебным центром. Наши дети по этой программе за два года изучают конный спорт, плавание, парашютный спорт, пожарно-прикладное дело, туризм. Получают приличную общефизическую подготовку, выезжают на полевые сборы.

Просто в свое время мы поняли, что можем дать нашим мальчишкам вот такую полноценную подготовку. Создать подобные классы в каждой школе нереально, точно так же, как и открыть все профили. Нужны материально-техническая база, методическое обеспечение, и необходимы курсы переквалификации для педагогов. А все это в масштабах области стоит немалых денег. Одним словом, есть над чем подумать...

Воронеж